В ходе этой поездке мы проделаем тот же путь, что и на дорогом ретропоезде, но с намного большим числом остановок и максимальным количеством достопримечательностей. На комфортабельном рельсовом автобусе с откидными или стационарными столиками проедем всю Кругобайкальскую железную дорогу.
Нам предстоит ознакомиться с уникальным инженерно-ландшафтным памятником, который включает 39 тоннелей, 16 только отдельно стоящих галерей, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок и множество других построек, возведенных большей частью в период с 1902 по 1904 г. руками русских мастеров без использования новаторского оборудования.
Тайминг программы:
- 07:30 — 09:30 — встреча, трансфер до пирса в поселке Листвянка, экскурсия по Байкальскому тракту,
- 09:30 — 09:45 — паромная переправа в Порт Байкал через исток реки Ангары,
- 09:45 — 10:30 — Музей Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в Порт Байкале (бесплатно),
- 10:30 — 11:30 — проход по вершине хребта к старому английскому маяку и Преображенской церкви, расположенной на вершине холма у пади Малый Баранчук. По пути знакомство с домом В.Г. Распутина, где им было написано большинство известных произведений,
- 11:30 — 12:20 — подъем к панорамной площадке на мысе Баранчук, который является крупнейшим обнажением мраморов на КБЖД. Спуск к причалу Порта Байкал. По пути осмотр настоящего паровоза Л-4657 «Лебедянь»,
- 12:20 — 13:32 — отправление из Порта Байкал на поезде № 6204 по КБЖД. Трансфер до станции Уланово. Осмотр старинного здания вокзала и водонапорной башни. Обед в поезде,
- 13:32 — 13:56 — трансфер до остановочного пункта 102 км (Шумиха). Осмотр итальянского участка КБЖД, знакомство с «итальянской» подпорной стенкой (стоянка 10 минут),
- 13:56 — 14:23 — трансфер до остановочного пункта 110 км (Половинная). Остановка у села Половинного. Осмотр старинного американского паровоза, а также самого длинного и самого короткого тоннелей на КБЖД (стоянка 10 минут),
- 14:23 — 15:18 — трансфер до остановочного пункта 129 км (Киркирей). Осмотр места смычки Транссибирской железнодорожной магистрали и заброшенного тоннеля №18, знакомство с комплексом подпорных стенок (стоянка 20 минут),
- 15:18 — 16:57 — трансфер до станции Старая Ангасолка с осмотром множества тоннелей и минералогического музея под открытым небом. Знакомство со старинными итальянскими виадуками и единственными в Иркутской области всесезонным альпинистским лагерем и центром Рериховского общества (стоянка 22 минуты),
- 16:57 — 17:32 — трансфер до станции Слюдянка-1,
- 17:32 — 18:17 — прогулка по станции Слюдянка. Осмотр единственного в мире здания вокзала, целиком облицованного мрамором, а также старинной Никольской церкви с коллекцией икон XIX в.,
- 18:17 — 21:28 — трансфер на электричке № 6329 до Иркутска.
Маршрут экскурсии
15мин
Паромная переправа в Порт Байкале через исток реки Ангары
Отсюда стартует единственный в Иркутской области всесезонный паром «Байкальские воды». Исток Ангары — поистине удивительное место. Оно никогда не покрывается льдом. В первую очередь это связано с очень необычным природным феноменом. Дело в том, что глубина реки здесь смехотворно мала — в среднем около 1,5 м (максимально 4,8 м). Зато стоит вам отплыть от берега на версту и глубина будет около километра. Поэтому сюда, согласно законам физики, затягивает донные воды Байкала, которые имеют неизменную температуру около + 4 градусов С. Этого достаточно, чтобы растопить лёд на дистанцию от 1 до 12 километров в любые морозы. Летом же тут наоборот никто не купается, поскольку температура воды здесь никогда не бывает выше + 6 градусов С. В отличие от Байкала, поверхностные слои которого иногда прогреваются до +24.
Этим интересным свойством пользуются водоплавающие птицы. Благодаря незамерзающей полынье это единственное в Северной Азии место постоянного гнездования птиц. Ежегодно тут можно видеть до 20 тысяч уток. За ними сюда прилетают и краснокнижные хищники, такие как кречет и орлан-белохвост. Более того, через исток Ангары к рекам Переёмной и Снежной (40 км через Байкал) проходит один из трёх коридоров массовой миграции птиц в Евразии, которым ежегодно пролетают сотни тысяч редких пернатых. Поэтому на другом берегу Байкала у станции Мишиха при Байкальском биосферном заповеднике с 1976 г. располагается одна из трёх в России станций кольцевания птиц «Байкальская».
15мин
Музей Кругобайкальской железной дороги
Здание вокзала 1904 г., которое было восстановлено на прежнем месте в 2004 г. взамен уничтоженного пожаром. При нём сегодня действует бесплатный музей Кругобайкальской железной дороги, коллекция которого насчитывает сотни ценнейших экспонатов, в деталях рисующих историю этой великой стройки. На втором этаже размещается небольшая гостиница на несколько номеров.
15мин
Старый французский маяк
Старинный французский маяк, который был привезен в комплекте с ледоколами и установлен в 1900 г. на уровне причала. Однако из-за копоти паровозов он был плохо виден, и в 1909 г. его перенесли на современное место на вершине горы Баранчик, где он подавал сигнал проходящим судам вплоть до 1984 г.
15мин
Дом В.Г. Распутина
Небольшой уютный домик, в котором в 1974 – 1982 гг. месяцами жил иркутский писатель В.Г. Распутин. Именно тут он написал свои известнейшие произведения «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Наташа», «Не могу», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби». Впоследствии он подарил этот дом поэту В.П. Скифу и его жене Е.И. Молчановой (дочь знаменитого писателя И.И. Молачанова-Сибирского), которая приходилась родной сестрой его первой супруге С.И. Распутиной. Они живут тут до сих пор, мечтают открыть музей. Ведь в этом доме часто бывали А.В. Вампилов, В.П. Астафьев, Е.И. Носов, Н.П. Воронов и многие другие.
15мин
Паровоз Л-4647 «Лебедянь»
Магистральный грузовой паровоз Л-4647 «Победа», построенный в 1953 г. Ворошиловградским (Луганским) заводом. Подобные машины всё ещё привозят сюда туристические поезда, как, например, знаменитые составы «Царское золото» (21 день от Москвы до Пекина, €11 тыс.) и «Золотой орёл» (15 дней от Москвы до Владивостока, стоимость билета $18 тыс.).
15мин
Водонапорная башня в Уланово
Одно из четырех на КБЖД водоподъемных зданий с деревянным жилым пристроем для машиниста. С помощью паровой машины В.Г. Шухова по насосам системы Г.Р. Уортингтона вода из Байкала закачивалась в резервуар с водогрейкой на горе, расположенный чуть поодаль. Система шахт, по которым были проложены трубы, и фундамент резервуара до сих пор сохранились. Их можно увидеть, поднявшись наверх вдоль расположенной по соседству подпорной стенки длиной 8,5 м. Само водоподъемное оборудование было демонтировано.
15мин
«Итальянская» подпорная стенка
Это последняя и наиболее хорошо сохранившаяся «итальянская стенка» (длина — 39 м). Она получила свое название потому, что на её строительстве выступал подрядчиком итальянец Л. Феррари. Все три подобных сооружения на КБЖД были возведены в 1905 г. незадолго до открытия основного движения поездов.
15мин
Тоннель №12 "Половинный" — самый длинный на КБЖД
Именно с этого мыса официально началось строительство Кругобайкальской железной дороги, когда лично министр путей сообщения князь М.И. Хилков в мае 1902 г. заложил в свод будущего тоннеля символический камень. Хотя разрешение на начало работ было получено от Николая II ещё 18 марта того же года. Так началось строительство самого длинного тоннеля на КБЖД протяженностью 778 м (ширина — 9 м, высота — 8 м, в 95 колец). И хорошо, что начали с него, поскольку из-за сложного строения мыса пришлось облицовывать сооружение полностью и работы тут закончились только 8 июля 1904 г. Вдоль тоннеля была проложена достаточно сложная дренажная система из-за водонасыщенности пород. В самом центре сооружения с нагорной стороны находится самая большая ниша на КБЖД размером 4,26 х 2,66 х 3,83 м, в которой до сих пор виден замурованный вход в колодец. Казне эта постройка обошлась в 1 210 661 руб. (1,68 миллиарда в современном эквиваленте). Руководителем на работах, помимо инженера И.И. Никитина, выступил единственный на КБЖД подрядчик-иностранец итальянец Д.К. Андреолетти. На портале сооружения можно увидеть даты строительства — «1902–1904» и длину в саженях «Дл. 365 саж».
15мин
Американский паровоз "Еа-3070"
Самый настоящий американский паровоз Еа-3070 (мощность — 1950 л.с., конструкционная скорость — 80 км/час, длина — 21,96 м, вес — 103 т, запас воды — 24,5 м3, угля — 10 т), построенный в г. Скенектдати (штат Нью-Йорк, США) и поставленный сюда по лендлизу в 1945 г.
15мин
Тоннель №13 "Чайкинский" — самый короткий на КБЖД
На другой стороне долины, в противовес самому длинному, располагается наиболее короткий тоннель на КБЖД — № 13 «Чайкинский» (высота — 8 м, ширина — 9 м, длина — 31 м, в 6 колец, стоимость — 47 558 руб.). Он стал первым капитальным сооружением на этой дороге. Работы по пробивке тут закончились уже 22 марта 1903 г. При проезде или проходе через это сооружение принято загадывать желание, задержав дыхание. Возможно, это как-то связано с порядковым номером тоннеля. Ещё его называют «Скорлупка» за его изящный и почти невесомый портал оголовком из гладко отёсанного камня.
15мин
Место смычки Транссиба и заброшенный тоннель №18
22 апреля 1903 г., когда сюда впервые пришли строители, всё шло достаточно неплохо. Но уже через неделю после начала работ произошло сильное землетрясение, в результате чего по дороге прокатилась череда обвалов. Дальше начался сущий кошмар. Несмотря на то, что уже через два месяца пробивка была закончена, мыс как будто навалился на чужеродное творение, силясь его раздавить. В результате сооружение стало стремительно разрушаться прямо на глазах проезжающих мимо пассажиров Транссиба.
В 1905 г. Д.К. Андреолетти попытался отреставрировать тоннель, но даже увеличение толщины стен до 4 м, создание системы водоотводящих лотков общей длиной 63 м и переборка 45,8 из 49 м постройки, ни к чему не привели. Стало понятно, что второй путь в тоннеле № 18 «Киркирей 3» построить уже не получится. Сразу же возникла идея построить рядом тоннель протяженностью 745 м, чтобы обезопасить этот участок. Однако по объективным причинам этого не стали тогда делать. В итоге стоимость одного из пяти самых коротких тоннелей выросла до немыслимых 360 381 руб. (7363 руб. за погонный метр, что эквивалентно современным 10,26 млн).
Именно здесь за мостом через ручей Киркирей 12 сентября 1904 г. в присутствии министра путей сообщения князя М.И. Хилкова, начальника Забайкальской железной дороги А.А. Светницкого, начальника Сибирской железной дороги В.М. Павловского и начальника строительства КБЖД Б.У. Савримовича состоялась символическая смычка уложенного рельсового пути, после чего было открыто сквозное движение воинских поездов по всей линии Транссиба.
15мин
Виадук через речку Ангасолка
Через речку Ангасолку (от бур. онгоц — «судно, корабль») переброшен заключительный на нашем пути каменный арочный виадук (длина — 73,8 м в 6 отверстий, высота — 12 м, стоимость — 95 658 руб.). Подряд на это сооружение взял тридцатилетний итальянский подданный Л. Риццолати из Клаудзетто, провинция Удине. Строил он его с 12 итальянцами и отрядом русских в 200 человек. На самом виадуке, со стороны Байкала, в центре между пилонов, на плите чистой тески можно увидеть старинную эмблему министерства сообщений (перекрестие якоря и топора), а также дату окончания строительства — «1905».
15мин
Вокзал станции Слюдянка
Бриллиантом в «золотой пряжке» Транссиба стала станция III класса Слюдянка, которая является единственной в России полностью облицованной мрамором. Идея подобного решения принадлежала М.И. Хилкову, который нанял для этих целей немецкого подрядчика Г.М. Шмерлинга, кто в свою очередь привлёк к работам 16 итальянских мастеров, среди которых были семейства Бузатти, Дизинт, а также один из ветеранов Транссиба — Д. Дзаньер. Они облицевали стены станции различными сортами мрамора, добытыми преимущественно на скальной выемке 171 км в районе Киркидайского тоннеля. В 2005 г. напротив вокзала был установлен первый в России бюст М.И. Хилкову.
Обязательные расходы
- Маршрутка Иркутск — Листвянка - 183₽
- Паром Листвянка — Порт Байкал - 74₽
- Поезд Порт Байкал — Слюдянка - 170₽
- Поезд Слюдянка — Иркутск - 222₽
Необязательные расходы
- Такси Иркутск — Листвянка - 1500₽
- Такси Слюдянка — Иркутск - 3000₽
Организационные детали
- Внимание! По пути следования поезда нет кафе, поэтому с собой необходимо иметь необходимый запас продуктов питания и воды. Небольшой магазин есть в Порт Байкале, Слюдянке, а также в поезде.
- Поездка проходит на комфортабельном рельсовом автобусе с откидными или стационарными столиками.
- Туалеты есть на местах остановок поезда (примерно раз в 40 минут).
- Экскурсия начинается у автовокзала Иркутска и заканчивается на ж/д вокзале Иркутска.
- Экскурсия проводится по указанному расписанию только по воскресеньям (!), в остальные дни она проходит по иному расписанию с сохранением прежних остановок, однако требуется заказ такси из Листвянки (+1500 р. на группу до 6 человек) или Слюдянки (+3000 р. на группу до 6 человек) в зависимости от формата маршрута (прямой или зеркальный). Пожалуйста, учитывайте эти дополнительные траты при заказе экскурсии.
Для бронирования экскурсии вам необходимо оплатить на сайте
25% от стоимости, а остальную сумму гиду на месте.
Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.
1 отзыв
Это индивидуальная экскурсия длительностью более 12 часов с количеством участников до
15 человек
13400₽
за экскурсию до 15 человек, независимо от числа участников
за экскурсию до 15 человек, независимо от числа участников
Александр
Гид
в Иркутске
Гид отвечает в течение 9 мин.
Обзорные
103
За городом
93
Индивидуальные
90
Байкал
78
Необычные маршруты
70
История и архитектура
45
Пешеходные
36
Отзывы участников
И
Ирина
Самые тёплые слова благодарности нашему гиду по "Золотой пряжке" Транссиба Александру. Очень интересное путешествие, захватывающий рассказ, иллюстрированный потрясающими видами царственного Байкала. Благодарим за работу, Александр! Вы - лучший. Тронуты Вашим вниманием и заботой! Благодаря Вам увлекательное путешествие по берегу Байкала через многочисленные тоннели и галереи
навсегда в наших сердцах! Рекомендуем выбирать в качестве гида по Иркутску, Байкалу и окрестностям именно Александра. Однозначно не пожалеете.
Искоренне рады закомству с одним из красивейших участков Транссиба. До новых встреч!
Говоровы
Отзывы на другие экскурсии гида
Ю
Юрий
Поездка на все 100!!! Очень давно мечтал побывать в Аршане - места просто сказочные) Природа, история, локальный колорит - рекомендую посетить, точно не пожалеете!
Т
Татьяна
Внимательно читайте описание маршрута! Все ясно, четко написано. Надо быть готовым к длинной, но очень красивой дороге, к погоде, которая может измениться и меняться на протяжении всего путешествия, посмотреть время восхода и время заката, природа живет по местному времени.
Гиду Александру можно доверять, все что он говорит - из проверенных источников. Поставленная речь, рассказывает много, но не утомляет.
Во время пути узнаете о бурятской культуре, буддизме, в дацанах покрутите барабаны, постучите в барабаны, отгоните всех злых, притяните всех добрых, обойдёте от 3 до 108 раз дацан (это шутка) достаточно одного раза😀
Хотите событийности - значит, надо отправляться в путешествие!!!!
Я
Ярослав
Очень крутое, познавательное и фотогеничное приключение! Мне понравилось, нет слов! Такие панорамы умопомрачительные))) Гид - большой профессионал, отлично ориентируется в материале и подбирает локации для посещения со знанием дела) Спасибо, доволен приключением!
И
Иван
Необычное приключение по супер-фотогеничным локациям) Я именно так и мечтал отдохнуть))) Спасибо гиду - учел все мои пожелания)
И
Инга
Круто! Атмосферно! Незабываемо!!! Я под огромным впечатлением!