Страна восходящего солнца открывается людям с разных сторон. Кого-то Япония пугает своими странностями, а кто-то восхищается тем, как многовековая культура сосуществует рядом с современными технологиями. Сказать точно можно только одно: эта страна никого не оставляет равнодушным. В материале — всё самое интересное о Японии.
Японию часто называют страной контрастов. Города будущего соседствуют с живописной природой, строгая приверженность традициям не мешает самовыражению и яркости. Несмотря на трудоголизм японцев, они всё равно замечают прекрасные мелочи вокруг: именно поэтому ханами — праздник цветения сакуры — так популярен среди местных жителей.
Страна восходящего солнца долгое время оставалась закрытой для иностранцев. Даже сегодня, приезжая в Японию, турист не может до конца опираться на английский язык — многие жители его попросту не знают. И это ещё не всё: приезжие нередко сталкиваются с непониманием японской культуры, образа жизни. Но именно эта непохожесть делает Японию такой привлекательной для путешественников.
Мы собрали для вас ряд интересных фактов. Какие-то заставят вас улыбнуться, какие-то — восхититься, а какие-то, возможно, шокируют. Но вы точно поймёте, насколько многогранна родина отважных самураев и утончённых гейш.
Форма правления в Японии — монархия
Япония — единственное государство современного мира, где правителем является император. Династия живёт веками: сегодняшний император Нарухито — 126-й по счёту. То, что монархия в Японии до сих пор присутствует, объясняется отношением жителей к этому статусу. Власть императора исходит из воли богов, а значит, эту роль нужно уважать.
Несмотря на то что правитель в Японии — фигура важная и неприкосновенная, все главные политические решения в стране принимают премьер-министр и правительство. Императора можно назвать символом страны, который выполняет преимущественно представительские функции.
Японцы — настоящие трудоголики
Желание карьерного роста, высокая конкуренция, последствия периода Сёва — трудно сказать, почему японцы много работают. Во значительной степени переработки поддерживала и корпоративная политика: например, уходить в отпуск на 14 дней и дольше в Стране восходящего солнца считается непрофессиональным. Коллеги — вторая семья, а начальник — второй отец.
Именно в такой рабочей обстановке появилось понятие «кароси», которое означает смерть от переработки. Инсульты, сердечная недостаточность, самоубийства — самые распространённые причины смерти японских трудоголиков. Сегодня, однако, компании всё чаще обращают внимание на проблему и стараются выравнивать баланс между работой и личной жизнью сотрудников.
Ещё одна особенность японской профессиональной среды — инэмури. Это практика дневного сна, которую используют сотрудники компаний, чтобы быть бодрее на работе. Японцы спят в метро, в офисах и во многих других общественных местах. Сон этот, как правило, короткий.
Хост-клубы
В Японии процветает бизнес хост-клубов для мужчин и женщин. В этом заведении много выпивки и еды, сюда приходят после тяжёлого дня, чтобы провести время с коллегами или друзьями. Но главное отличие хост-клуба от ресторана — наличие хостес.
Хостес обеспечивают комфорт гостей: следят за обстановкой за столиком, наливают алкоголь, общаются — в общем, ведут себя непринуждённо и мило, так, чтобы гость клуба оставил как можно больше денег и пришёл снова.
Раньше профессия хостес ассоциировалась с девушками. Реальность сегодняшней Японии такова, что женщины тоже заходят в мужские хост-клубы. Схема там примерно та же, что и в клубах для мужчин, но иногда в СМИ проникают жуткие истории о девушках, которые отдавали за один вечер крупные суммы, проникаясь доверием к симпатичному парню, который клялся в вечной любви.
Японская романтика в отелях любви
Сперва можно подумать, что отели любви создавали для коротких интрижек неверных мужей и жён. Но вы удивитесь, когда узнаете, что в эти гостиницы для влюблённых приходят семейные пары.
Прародителями таких отелей считаются чайные дома. Сегодня гостиниц для пар в Японии очень много, и все они обеспечивают влюблённым анонимность. Например, супруги, живущие с родителями в небольшой квартире, легко могут провести время здесь.
Отели предлагают разные удобства: есть и караоке, и торговые автоматы, и даже костюмы для косплея! Такой спектр услуг породила конкуренция гостиниц между собой.
Одиночество в Японии
Отели любви переживают не лучшие свои времена, а виной тому — проблема японского одиночества. 1 апреля 2024 года власти Японии приняли закон, направленный на борьбу с изоляцией и культурой хиккикомори — людей, которые ведут затворнический образ жизни.
Согласно статистике, 39 % жителей Страны восходящего солнца столкнулись с проблемой одиночества. Правительство поручило создать группы поддержки, нанять больше сотрудников телефонной психологической помощи.
Некоторые эксперты отмечают, что проблема вытекает из отсутствия баланса между личной жизнью и работой. Другие говорят, что японские мужчины и женщины делают акцент на личной карьере и саморазвитии, а не на создании семьи. Масла в огонь подлила и пандемия COVID-19, которая заперла дома и так замкнутых японцев.
Аренда друга
Японские бизнесмены держат руку на пульсе, поэтому они сразу уловили потребность населения в человеке, который мог бы выслушать и помочь в трудную минуту. Поэтому сегодня в стране работают сервисы, с помощью которых японец может за определённую плату взять в аренду друга.
Товарищ сопроводит на мероприятии, придёт в гости к родственникам, сходит в кафе и обязательно выслушает все накопившиеся проблемы, пока не истечёт время.
Вежливость как культурная особенность
Уступить место пожилому человеку, тактично молчать в полном вагоне метро, учтиво поклониться человеку, с которым столкнулся на узкой дороге, — это всё о японцах. Вежливость — важная черта жителей этой страны.
Несмотря на то что обходительность в большинстве приятна, приезжий может столкнуться с некоторыми трудностями. Так, у японцев не принято отказывать напрямую, поэтому вас могут кормить «завтраками», пока вы не поймёте, что вашу просьбу не выполнят. Человек, привыкший к прямоте, может счесть такую уклончивость грубостью, но уверяем, что японец не стремится вас обидеть!
Вокалоиды — звёзды японской сцены
Японская компания Yamaha разработала технологию сэмплирования, которая синтезировала пение, взяв за основу предзаписанные элементы, разделённые на части. Так, в 2007 году на сцене появилась самая известная цифровая звезда Хацунэ Мику. Сначала был голос, а потом японский иллюстратор KEI Garou придумал визуальный образ, который можно увидеть на концертах и в клипах.
Концерты Мику проходят с аншлагом. Она стала полноправной частью японской сцены. Сегодня вокалоид участвует в съёмках рекламы, выступает с оркестром и ездит в мировые турне.
Помимо Хацунэ Мику, есть и другие вокалоиды, которые также популярны в Японии и за её пределами.
Чаевые? Нет, спасибо
Если у нас чаевые — признак хорошего тона, то в Японии всё наоборот. Туристу стоит знать, что для японцев такой жест приравнивается к оскорблению: им может показаться, что вы намекаете на плохой уровень сервиса или на маленький заработок официанта.
В Японии в стоимость заказа входит и обслуживание официанта, так что чаевые оставлять не нужно.
Японские сэнто
Японская общественная баня — это тоже искусство. Сэнто появились в VI веке. В эпоху Эдо они были популярны среди населения, так как в домах зачастую не было мест для купания.
Сегодня посетить сэнто — окунуться в японскую культуру. Можно найти современные бани, но есть в Японии и традиционные, сохранившие дух прошлого в своих интерьерах.
Перед тем, как войти в саму баню, необходимо тщательно помыться в душе. Только после этого можно окунуться в ванну с приятной горячей водой и расслабиться. Заметьте, что сэнто не предполагает развлечений в воде, так что лучше не брызгаться и не мешать другим посетителям.