Одно из самых древних зданий Москвы, сохранившееся до наших дней, — Успенский собор, символ единой России. Сегодня это музей, хранящий великолепные фрески и расписной иконостас, а когда-то там венчали на царство русских правителей и отпевали первых лиц страны. Заглянем внутрь собора и узнаем больше про историю сооружения.
Первая каменная церковь
Успенский собор возвели в Москве на Соборной площади при Иване Калите в XIV веке. До него все церкви были деревянными.
За образец зодчие взяли Георгиевский собор в Юрьеве‑Польском Владимирской области. Так же, как и его прототип, кремлёвский храм пятикупольный, крестообразного плана. У него есть черты византийских культовых построек, в частности высокие своды и круглые колонны.
Правда, тот храм, который мы сегодня знаем, был построен только ближе к концу XV века итальянцем Аристотелем Фиораванти. Это было сделано после обветшания здания и его частичного разрушения, о чём мы далее расскажем подробнее.
Творение итальянского зодчего оставалось главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года.
Узнайте больше про место соединения истории и современности, посетите знаменитые музеи и церкви!
Первопрестольный храм
С князя Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, началась традиция короновать царей в Успенском соборе. Во время подобных церемоний начали использовать шапку Мономаха, а также скипетр, державу и так далее. Только Пётр I нарушил традицию, и на царство после него венчали уже короной.
В духовном центре Кремля и всей Москвы возводили в сан священнослужителей и отправляли в последний путь — всего там сейчас 19 гробниц. Первым в стенах храма упокоился митрополит Пётр, который инициировал строительство церкви.
Успенский собор также служил местом важных политических событий. После принятия государственных актов их оглашали здесь на всеуслышание. Если войско уходило на битву, то в храме служили молебен.
Падал, но поднимался
Впервые Успенский собор капитально отремонтировали только спустя 150 лет после строительства. Сооружение обветшало, и к тому же необходимо было создать новый духовный центр для православных после падения Константинополя. Им как раз и стал Успенский собор.
Правда, реконструкции помешал большой пожар в 1471 году, который частично разрушил постройку. А через пять лет незаконченный храм вообще обрушился — по преданию, из-за землетрясения. За восстановление храма взялся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Тот облик собора, который мы видим сегодня, принадлежит именно ему.
Также храм ремонтировали ближе к середине XVII века, после чего он стоял вплоть до Отечественной войны 1812 года. Великий московский пожар изрядно попортил росписи на стенах, а войска Наполеона разграбили убранство собора.
Во время революции 1917 года его обстреливали красногвардейцы, а последняя служба совершили на Пасху, после чего его закрыли. И только в 1955 году, отреставрировав после Великой Отечественной войны, его открыли в качестве музея. Эту функцию он выполняет и до сих пор.
Собор златоглавый
Если прозвище Белокаменная Москва получила от Кремля, то Златоглавая — от Успенского собора. Ведь именно его пять куполов, покрытые позолоченными медными листами, стали примером для всех остальных — после все столичные зодчие стремились сделать что-то подобное.
Чтобы купола блестели, золото смешивали со ртутью, которая испарялась при нагревании. Затем его наносили на пластины, и оттенок становился тёплым и светящимся. Одна за другой московские церкви стали «наряжать» свои купола с помощью подобной техники.
Когда Москва проявила свое величие и стала центром Руси? Об этом и многом другом вы сможете узнать на экскурсии о становлении златоглавой!
Роспись собора
Впервые стены собора украсил в 1481 году иконописец Дионисий со своими учениками. Эти работы частично сохранились в алтаре.
Многие цари вносили свои добавления в храм. Только по приказу царя Михаила Фёдоровича было создано более 200 сюжетных композиций. Таким образом, больше фресок, чем в Успенском соборе, на данный момент только в Ферапонтовом мужском монастыре в Вологодской епархии.
На каждой из сторон собора — свои изображения. На южном фасаде находится образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом. На северной стороне располагается композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. На восточной части изображена Святая троица, а на южной — 20 библейских картин.
Кстати, именно через Южные ворота входила в собор царская семья.
Иконостас Успенского собора
Самая грандиозная часть внутреннего убранства Успенского собора — огромный иконостас высотой 16 метров — дошёл до наших дней не в своём первоначальном облике. В качестве музейного экспоната сейчас в соборе тот, что был создан по заказу патриарха Никона в 1654 году. Тридцатью годами ранее на его месте был четырёхъярусный иконостас, но он не сохранился.
Главная ценность — иконы
За год несколько живописцев из городов Руси написали для иконостаса 69 икон. Он был обновлён только в 1840 году: в частности иконы переписаны заново. Также после наполеоновского нашествия восстановили обрамление для икон: прежнее, украшенное серебром и золотом, французы вывезли.
Реставраторы сохранили иконы XVI–XVII столетий. Среди них есть изображение «Митрополит Пётр в житии», предположительно написанное Дионисием. Несколько древних икон находятся в музеях. Некоторые изображения связаны с первым Успенским собором XIV века, в частности «Троица» середины XIV века. Также туристам советуют обратить внимание на «Владимирскую Богоматерь», предположительно руки Андрея Рублёва, а также «Спас на престоле», написанную на древней доске XII века.
Заключение
В России осталось не так много мест, где хранятся старинные сокровища. Успенский собор «видел» коронацию последних русских царей и устоял под натисками неприятелей разных времён — это действительно духовный центр России, познакомиться с которым может каждый желающий. Если вы хотите узнать больше об иконостасе, фресках и архитектурных особенностях Успенского собора в Москве, предлагаем вам воспользоваться услугами местных гидов.