Её называли «королевой кривых» и архитектурной провидицей из будущего. Заха Хадид сломала все стереотипы, заставив бетон и сталь парить в воздухе и изгибаться в немыслимых формах. Её дерзкие, футуристичные проекты сначала шокировали консервативный мир архитектуры, но в итоге покорили его, став символами современных мегаполисов. От волнообразных музеев до космических станций метро — её наследие продолжает вдохновлять и удивлять. Мы расскажем о том, какие из её проектов считаются ключевыми и как они изменили лицо городов.
Кто такая Заха Хадид
Заха Хадид ― ирако-британский архитектор, которая никогда не шла на компромиссы. Известность ей принесли дерзкие проекты: стеклянная башня с отверстием посередине, офисный центр с футуристическими лестницами на московской Дубровке, фантастическая волна из стекла и бетона в постсоветском Баку. О том, насколько радикальными и поразительными могут быть архитектурные решения, ― читайте в нашей статье.
Заха Хадид появилась на свет 31 октября 1950 года в Багдаде в весьма состоятельной и прогрессивной семье. Отец занимался политикой, придерживаясь либеральных взглядов, а мать была художницей. Именно мать познакомила дочь с миром изобразительного искусства и разожгла в ней первоначальный интерес к творчеству. К тому же, семейство много перемещалось по свету, и в этих путешествиях Заха впитывала культуру различных государств, включая их архитектурное наследие.
В двадцать два года Заха завершила обучение на математическом факультете Американского университета в Бейруте, после чего стала студенткой школы Архитектурной ассоциации в Лондоне. И как раз здесь начал кристаллизоваться тот самый ни на что не похожий авторский почерк Захи Хадид.
В архитектурной школе Заха постигала науку у голландца Рема Колхаса, знаменитого приверженца деконструктивизма. Типичные черты этого направления ярко отразились в ранних работах Захи ― замысловатые конструкции, асимметричные, подчас совершенно непрактичные формы, ломаные линии. Не меньшее влияние на неё оказал и русский авангард, в особенности творчество Малевича и Кандинского. Её манил в них дух смелого эксперимента, вызова и отказ от общепринятых канонов. К этому же стремилась и сама Хадид.
«Самое сложное — объяснить другим людям, что, хотя они и привыкли к прямоугольным зданиям, это далеко не единственный способ освоения пространства», - говорила Заха в интервью изданию The Guardian.
«Планета на собственной орбите», ― именно так отзывался о Захе Хадид её наставник Рем Колхас. В 1978 году он пригласил свою талантливую ученицу присоединиться к его бюро Office for Metropolitan Architecture (Офис для столичной архитектуры).
А всего через два года она основала собственную мастерскую ― Zaha Hadid Architects (Заха Хадид Аркитектс). Хотелось бы заявить, что с этого мгновения и стартовала легендарная карьера Захи Хадид, однако нет ― на протяжении многих последующих лет её идеи существовали исключительно на бумаге.
Проекты Хадид неизменно провоцировали бурную и неоднозначную реакцию. Они одерживали победы в престижных конкурсах, однако никто не решался воплотить их в реальность, поскольку стоимость реализации была колоссальной. Ко всему прочему, свою лепту вносила и знаменитая бескомпромиссность Захи Хадид, которая наотрез отказывалась отступать от первоначального замысла. Более десяти лет её бюро в основном создавало дизайн мебели, предметов обстановки и ― совершенно неожиданно ― обуви.
Первый громкий успех настиг Хадид в 1993 году, когда в Германии завершили возведение здания пожарной части для компании Vitra по её чертежам. Нестандартная конструкция из острых бетонных плит произвела эффект разорвавшейся бомбы на критиков и потенциальных заказчиков, которые наконец-то осмелились сотрудничать со столь самобытным архитектором. Агентство Хадид стало получать новые предложения ― и с каждым разом они были всё более амбициозными.
Карьера
Начало карьере положил проект для немецкой пожарной части: Хадид создала эскиз нестандартного строения из бетонных плит с острыми углами, которое в итоге возвели в Вайле-на-Рейне (сегодня в его стенах располагается выставочный зал).
Уже следующее воплощённое в жизнь творение принесло ей подлинную мировую известность. В процессе строительства Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати на Хадид обратили внимание, и её начали приглашать для работы по всему земному шару. А в 2004 году, когда объект был окончательно достроен, Захе присудили самую престижную в архитектурном мире Притцкеровскую премию. Это оказалось не только профессиональным триумфом, но и гражданским актом: Хадид превратилась в первую женщину-архитектора, удостоенную данной награды.
Для профессионального сообщества и для самой Захи данный факт имел огромное значение: её неоднократно подвергали дискриминации по половому и национальному признаку, что крайне негативно отражалось на её профессиональном пути, и она всю свою карьеру активно боролась за права женщин в архитектуре.
Заха Хадид ушла из жизни в 2016 году в возрасте шестидесяти пяти лет от сердечного приступа, однако после себя она оставила колоссальное творческое наследие. Своими зданиями она внесла неоценимый вклад в мировую культуру и подарила человечеству абсолютно свежий взгляд на архитектуру, в которой попросту отсутствуют какие-либо привычные шаблоны.
Знаменитые творения архитектора
По эскизам Захи Хадид возведены десятки объектов по всей планете — от частных апартаментов до знаковых культурных центров и общественных зон. Дело великого архитектора продолжает существовать не только в уже построенных шедеврах, но и в активности её бюро, а также в проектах, которым ещё только предстоит материализоваться. Перед вами — наиболее знаковые из воплощённых построек, созданных как при жизни мастера, так и после её ухода.
Национальный музей искусств двадцать первого века
Место нахождения: Рим
Период строительства: 1998-2009 годы
Одним из первых осуществлённых проектов архитектора стал итальянский MAXXI (Национальный музей искусств XXI века), расположенный в районе, удалённом от исторического сердца города. И одновременно одним из самых продолжительных: от первоначальной идеи до финального сооружения прошло одиннадцать лет. Изначальные амбиции были и вовсе грандиознее: комплекс задумывался из пяти корпусов, поэтому сама Хадид считала эту работу незавершённой.
В облике Национального музея искусств чётко читаются черты её фирменного стиля: от супрематических конструкций архитектор шагнула к текучести и игре объёмов. Фасады и внутреннее пространство удивительным образом сочетают прямые углы и закрученные линии. За свой неординарный вид местные жители прозвали музей «макарониной» — сооружение и правда сверху напоминает этот традиционный итальянский продукт. Благодаря своей «гибкости» здание визуально соединяет две улицы и предоставляет куда больше возможностей для демонстрации произведений искусства, чем привычные «квадратные» строения.
Погуляем по "Вечному городу"
Музей транспорта Риверсайд
Место нахождения: Глазго
Период строительства: 2004-2011 годы
Музейные павильоны работы Хадид зачастую сами смотрятся как экспонаты современного искусства — взгляните на музей транспорта Риверсайд в Глазго. Сооружение на берегу рек Клайд и Кельвин напоминает гигантскую волну или часть бурного потока. А его главный фасад вызывает ассоциации то с причудливыми крышами старого города, то с силуэтом огромного парусника. Музей возведён на месте старой верфи и словно соединяет водную гладь и землю, намёкая на глубокую связь города с кораблестроением: Глазго давно признан крупным промышленным центром в этой области и в машиностроении в целом.
Идею формы здания удачно обыгрывает ключевой экспонат — пришвартованный у набережной старинный корабль, построенный когда-то в Глазго. А внутри выставочных залов демонстрируются самые разнообразные средства передвижения — от детских колясок и велосипедов до массивных локомотивов, трамваев и яхт.
Центр водных видов спорта
Место нахождения: Лондон
Период строительства: 2005-2011 годы
Ещё один британский объект Хадид разработала для столицы. Центр водных видов спорта возвели на берегу реки Уотеруоркс специально к Олимпийским играм 2012 года. Сооружение общей площадью более тридцати шести тысяч квадратных метров способно вместить до семнадцати с половиной тысяч зрителей. Чтобы визуально обыграть назначение центра, архитектор придала ему форму исполинской волны, а внутренние стены и потолок оформила плавными линиями, напоминающими речные изгибы.
Культурный центр Гейдара Алиева
Место нахождения: Баку
Период строительства: 2007-2012 годы
Это сооружение в пух и прах разбивает все обывательские представления об архитектуре и по сей день остаётся ключевым символом столицы Азербайджана. Культурный центр напоминает скорее инопланетный объект: в обрамлении типичных постсоветских жилых кварталов и оживлённой транспортной магистрали он смотрится особенно футуристично и даже слегка вызывающе.
Его главная фишка — волнообразная конструкция фасадов, начисто лишённая прямых линий и напоминающая закрученную ленту Мёбиуса. Чтобы усилить впечатление от здания, прилегающую площадь объединили с кровлей — ошарашенные туристы частенько пытаются взобраться на неё, словно на гигантскую песчаную дюну. А разбитый рядом парк без единого деревца визуально продолжает само строение, что лишь подчёркивает его фантастические очертания.
Комплекс возвели в честь национального лидера и бывшего президента Азербайджана, активно участвовавшего в возрождении страны после распада Советского Союза, — его цель популяризировать местную культуру и историю. Внутри можно найти экспонаты, связанные с бытом и прикладным творчеством, археологические артефакты и старинные фолианты. Кроме того, здесь имеется выставка, посвящённая жизни самого Гейдара Алиева, и даже коллекция ретроавтомобилей.
Политехнический университет
Место нахождения: Гонконг
Период строительства: 2007-2014 годы
В этом азиатском мегаполисе Хадид создала проект здания для местного вуза, которое издалека смахивает на ультрасовременный круизный лайнер. Возможно, тому виной близость залива Коулун, вдохновившая архитектора на столь неожиданный образ.
Монументальный пятнадцатиэтажный корпус Политехнического университета, несмотря на внушительные габариты, совершенно не кажется громоздким благодаря игре плавных линий на фасаде. Отдельные части сооружения будто переливаются одна в другую и мягко сливаются у основания с окружающим ландшафтом. Этот архитектурный приём позднее окрестили «бесшовной архитектурой».
Исследуем полуостров Коулун - побываем на Аллее звёзд, в храме Вон Тай Син и не только
Бизнес-центр Dominion Tower
Место нахождения: Москва
Период строительства: 2012-2015 годы
С Россией архитектора связывали не только тёплые чувства к русскому авангарду. Именно в Эрмитаже проходила церемония вручения Притцкеровской премии, где она и получила свою заслуженную награду. А в Москве Хадид оставила свой след в виде здания бизнес-центра в одном из довольно периферийных районов, на юго-востоке столицы.
Вполне логично, что в этом проекте она выразила свою давнюю увлечённость конструктивизмом. Объёмы и длинные узкие ленточные окна отсылают к дому Наркомфина и дому-коммуне на Орджоникидзе, возведённым в качестве смелого эксперимента в 1929-1930 годах в Москве. Но при этом авторский почерк читается безошибочно: этажи бизнес-центра выглядят так, будто это башня из знаменитой игры «Дженга», застывшая в момент падения. Внутри расположены офисные помещения, поэтому простому смертному доступен лишь холл, где можно перекусить в местной столовой и полюбоваться сооружением снаружи.
Резиденция Capital Hill
Место нахождения: Московская область, Барвиха
Период строительства: 2006-2007
Сооружение бизнес-центра далеко не единственное творение архитектора в России. Резиденция олигарха Владислава Доронина в Барвихе — это единственный на всей планете частный дом, возведённый по проекту Хадид, и первый подобный объект в нашей стране.
Заказчик высказал всего одно пожелание: ему хотелось каждое утро видеть из окна голубое небо. По этой причине здание пришлось поднять на высоту двадцати двух метров, чтобы оно возвышалось над макушками окружающих деревьев. Резиденция получилась многоуровневой, а на её вершине, напоминающей капитанский мостик корабля, лес действительно не закрывает горизонт.
Правда, особняк так и остался необитаемым. Миллиардер планировал преподнести его в качестве свадебного подарка своей невесте Наоми Кэмпбелл, однако пара рассталась до того, как строительные работы были полностью завершены. В настоящее время дом предлагается к продаже.
Узнаем все тайны Патриарших прудов
Жилой комплекс 520 West 28th Street
Место нахождения: Нью-Йорк
Период строительства: 2014-2017 годы
Помимо частного особняка в портфолио Хадид присутствуют и другие жилые проекты. Один из них — комплекс в самом центре Нью-Йорка по соседству с Таймс-сквер и Эмпайр-стейт-билдинг. Апартаменты разместились на Двадцать восьмой улице рядом с парком Хай-Лайн — общественной зоной, устроенной на месте бывшей железной дороги на десятиметровой высоте. В архитектуре здания это соседство обыграно через форму окон: линии проёмов напоминают стрелочные переводы железнодорожных путей.
Исследовательский центр
Место нахождения: Эр-Рияд
Период строительства: 2009-2017 годы
Архитектор сотрудничала и с арабскими государствами. Например, в Саудовской Аравии, где она создала проект исследовательского центра в столице Эр-Рияд. Учреждение, в котором изучают нефть и прочие энергетические ресурсы планеты, внешне напоминает биологическую структуру: причудливую молекулу или ячейки пчелиных сот. В подобной организации пространства есть и сугубо практический смысл — отдельные секции при необходимости можно наращивать.
Одно из ключевых направлений работы центра — развитие альтернативной энергетики. Поэтому в проект самого здания изначально заложили принцип экологичности: увеличили количество источников естественного света, смонтировали солнечные панели, установили светодиодные лампы и озеленили прилегающую территорию.
Побываем в восточной сказке - увидим все знаковые места столицы Саудовской Аравии: от древнего поселения Эд-Диръия и Национального музея до ультрасовременных башен Аль-Фейсалия и Kingdom Centre
Золотая станция метро, Эр-Рияд
Место нахождения: Эр-Рияд
Период строительства: 2012-2023 годы
Этот объект в столице Саудовской Аравии начали возводить ещё при жизни Хадид, но завершат лишь в две тысячи двадцать третьем году. Станция метро «Финансовая площадь короля Абдуллы» общей площадью сорок пять тысяч квадратных метров построена из мрамора с включением элементов из золотых пластин — более роскошной станции подземки мир пока не видел. В архитектурном решении Хадид использовала мотивы песчаных узоров, которые ветер создаёт в местных пустынях.
Грандиозное сооружение — отнюдь не причуда властей, а часть масштабного плана по улучшению городской инфраструктуры. По расчётам, число жителей города в течение следующего десятилетия увеличится с шести с половиной до восьми с половиной миллионов человек. Поэтому власти приняли решение о строительстве новой системы общественного транспорта с шестью линиями и восемьюдесятью пятью станциями, которая сможет обслуживать более трёх миллионов пассажиров ежедневно. «Финансовая площадь» станет ключевым пересадочным узлом, соединяющим метрополитен и монорельсовую дорогу.
Заключение
Наследие Захи Хадид — не просто коллекция зданий, а смелый взгляд в будущее, воплощённый в бетоне, стекле и стали. Её архитектура, которую когда-то считали невозможной, продолжает определять облик городов по всему миру, вызывая восторг и споры. Чтобы в полной мере ощутить мощь идей «королевы кривых», мало увидеть фотографии — нужно прикоснуться к этим зданиям лично. И будьте уверены, местные гиды в любом из этих городов обязательно отведут вас к её творениям, ведь они давно стали новой, футуристичной достопримечательностью, которую невозможно игнорировать.