Санкт-Петербург известен своей дворцовой архитектурой, но в его облике есть и другой, менее очевидный пласт. Это северный модерн — стиль, в котором северная суровость сочетается с мотивами народного искусства, гранитными фасадами и рельефной пластикой. В начале XX века он стал одним из выразительных направлений в архитектуре города, и сегодня его можно узнать по мрачноватой красоте, отсылающей к Скандинавии, средневековым легендам и русскому фольклору.
В чём особенность северного модерна
Северный модерн возник как североевропейская интерпретация модерна, противопоставленная изяществу и декоративности французского ар-нуво. Его главные черты — природные фактуры, асимметрия, массивные формы и обилие гранита.
Архитекторы стремились к гармонии с окружающей средой, использовали природные материалы и вдохновлялись народным искусством. В декоре часто встречаются мотивы растений и животных, фольклорные сюжеты.
Северный модерн в Петербурге
В Санкт-Петербурге северный модерн получил особое развитие благодаря тесным культурным связям с Финляндией и Швецией. Архитекторы, такие как Александр Лишневский, Алексей Бубырь и Фёдор Лидваль, стремились создать «национальный стиль» и проектировали здания, сочетающие элементы скандинавской архитектуры с русскими традициями. Особенно много таких построек можно найти в Адмиралтейском районе города.
Дом Капустина
Дом Капустина на набережной реки Фонтанки, 159 — один из самых ярких образцов северного модерна в Петербурге. Его построили в 1912 году по проекту архитектора Алексея Бубыря. Дом отличается эркерами, разнообразными по рисунку и размерам окнами и разноцветными геометрическими фигурами на фасаде.
Владелец дома Капустин был одним из первых автомобилистов России и предусмотрел во дворе гараж для своего автомобиля.
Дом городских учреждений
Дом городских учреждений, или Городской дом, на Садовой, 55–57 построен в 1906 году по проекту Александра Лишневского. Здание напоминает средневековый замок с красной черепичной крышей и башней с часами. На фасаде могли бы быть скульптуры грифонов, вампиров и химер, но задумка не воплотилась в жизнь. В облике Городского дома можно найти черты готики и модерна. Сейчас здесь по-прежнему размещаются различные государственные учреждения.
Доходный дом страхового общества «Россия»
Этот дом на Большой Морской улице, 35 был построен по проекту инженера Александра Гимпеля и архитектора Василия Ильяшева. Фасады здания украшены рельефами, созданными по рисункам Николая Рериха, в них воплощены образы военных древнерусских походов, и это придаёт дому особую историческую атмосферу.
Гостиница «Астория»
Построенная в 1912 году по проекту архитектора Фёдора Лидваля, гостиница «Астория» на Исаакиевской площади сочетает элементы северного модерна с неоклассикой. Её гранитный фасад строг и сдержан, но в отделке угадываются скандинавские мотивы, особенно в линиях оконных проёмов и маскаронах — скульптурных масках.
Интерьеры изначально оформлялись в стиле модерна с использованием благородных материалов и мебели ручной работы. Гостиница находится на Большой Морской улице, 39.
Узнать о доходных домах и особенностях их архитектуры
Витебский вокзал
Первый железнодорожный вокзал России сначала назывался Царскосельским, и только через несколько лет после строительства стал Витебским. Ещё несколько лет спустя его перестроили в новом облике по проекту архитектора Станислава Бржозовского и инженера Симы Минаша.
К элементам северного модерна в здании вокзала можно отнести асимметрию фасада, часовую башню, витражи и колоннады. Особое внимание заслуживает интерьер с резными деревянными панелями и литой лестницей.
Вокзал находится на Загородном проспекте, 52.
Узнать историю и прочувствовать атмосферу одного из старинных вокзалов
Доходный дом Захаровых
Дом Захаровых на Клинском проспекте, 17 построен в 1912–1913 годах по проекту архитектора Алексея Захарова. Его фасад выполнен из малинового кирпича, покрытого глазурью, украшен изображениями хвойных деревьев, растительными орнаментами и цветочными композициями. В декоре преобладает керамика, а на пересечении Клинского проспекта и Серпуховской улицы дом представляет собой башню с пирамидальной крышей.
Здание Екатерининского общественного собрания
На набережной канала Грибоедова, 88–90 находится здание Екатерининского общественного собрания. Оно было построено в 1905–1907 годах, а имя архитектора сегодня неизвестно. До революции здание было украшено лепниной и витражами, но в советские годы декоративные элементы уничтожили, и сейчас прежний облик здания постепенно восстанавливают.
Универмаг Au Pont Rouge
Универмаг Au Pont Rouge, или «У Красного моста», размещается в здании постройки 1905–1907 годов, где изначально работал торговый дом «Эсдерс и Схейфальс». Проект разработали Владимир Липский и Константин де Рошфор.
Универмаг выделялся своей металлической конструкцией, стеклянным куполом, башней со шпилем и сочетанием модерна с мотивами индустриальной архитектуры. Фасад, обращённый к набережной, оформлен в стилистике северного модерна: камень, металл, рельеф, графичность линий. Найти его можно на набережной реки Мойки, 73.
Прогуляться по самым потаённым уголкам непарадного Петербурга
Заключение
Северный модерн оставил в Петербурге яркий архитектурный след. Эти здания не просто украшают город — они рассказывают о вкусе эпохи, увлечении северной эстетикой и стремлении к гармонии с природой. Чтобы узнать больше об этих домах и почувствовать их атмосферу, стоит прогуляться по городу с одним из местных гидов — они помогут разглядеть детали, которые не видны с первого взгляда.