Санкт-Петербург — город, который невозможно представить без его величественных мостов. Они не только являются частью городского ландшафта, но и важным элементом инфраструктуры, соединяя берега Невы и создавая уникальные транспортные потоки. Мосты Петербурга — это своеобразные «ворота» между историческим центром города и его окраинами, которые ежедневно служат десяткам тысяч людей. Однако есть в городе и такие мосты, которые никогда не разводят. Они играют важную роль в транспортной сети города, но не участвуют в знаменитых «разводах», которые становятся неотъемлемой частью петербургского зрелища. В этой статье мы расскажем о тех мостах, которые не разводят в Санкт-Петербурге, их особенностях и значении для города.
Неразводные мосты: почему они так важны
Прежде чем перейти к описанию самих мостов, давайте немного разберемся, что такое развод мостов и почему в Санкт-Петербурге это событие стало таким знаковым. Развод мостов — это процесс их подъёма, чтобы пропустить большие суда — круизные и грузовые — через Неву и другие реки и каналы города. Этот процесс обычно происходит ночью, так как в дневное время мосты играют роль в транспортной сети города и активно используются пешеходами и автомобилистами. Однако не все мосты Петербурга поднимаются. Это обусловлено различными факторами: от технических особенностей конструкции до функционала самого моста. Важно понимать, что некоторые мосты в Санкт-Петербурге изначально проектировались так, чтобы не разводиться, поскольку они не обслуживают важные водные маршруты для крупных судов. Вместо этого их функции сосредоточены на транспортной нагрузке или на исторической ценности, не требующей частых подъемов.
Египетский мост
Этот мост является объектом культурного наследия федерального значения. Его построили в 1825 году. Цепной мост украсили фигурами сфинксов, отдавая дань увлечению культурой Древнего Египта. В 1905 году переправа обрушилась.
Свой современный облик Египетский мост приобрёл в 1955 году. Сегодня это автомобильный металлический мост через Фонтанку, соединяющий Покровский и Безымянный острова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Банковский мост
Эту переправу через канал Грибоедова открыли для пешеходов в 1826 году. Своё название она получила из-за соседства с Ассигнационным банком. Теперь в этом здании расположен Санкт-Петербургский экономический университет.
Полюбуемся на развод мостов
Большой Обуховский мост
Этот самый длинный мост в России еще называют Вантовым. Его длина составляет 994 метра, а если считать с полным мостовым переходом, то 2884 метра.
Первую очередь моста запустили в 2004 году, а вторую — в 2007 году.
Переправа соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную на границе Невского района Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области.
Аничков мост
Аничков мост — это автомобильная арочная переправа из камня через реку Фонтанку, соединяющая Спасский и Безымянный острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. В год своего открытия — 1716-й — мост был деревянным. Назван он в честь подполковника и инженера Михаила Аничкова. Кстати, изначально мост назывался Невским, но это имя в народе не прижилось.
Знакомимся с Северной Пальмирой
Львиный мост
Ещё один мост через канал Грибоедова и тоже пешеходный. Он соединяет Спасский и Казанский острова в Адмиралтейском районе Северной Пальмиры. Был открыт в 1826 году. Своё название получил благодаря чугунным львам, установленным по углам моста.
Двухъярусный мост через Морской канал
Это одно из самых футуристических городских сооружений. Над Канонерским островом и Морским каналом протянулся двухъярусный вантовый мост, самый высокий в Петербурге. При возведении переправы применили метод продольной надвижки. Это первое в мире пролетное строение, смонтированное таким способом с такими характеристиками.
Двухъярусный мост входит в состав центрального участка Западного Скоростного диаметра. Переправу открыли в 2016 году. Её длина — более 734 метров без учёта мостовых подходов, высота — 52 метра. Масштабное сооружение неразводное и спроектировано так, чтобы под ним беспрепятственно могли проходить суда. На каждом ярусе — четыре полосы для движения транспорта. Переправа органично вписалась в промышленные пейзажи Канонерского острова.
Мост Ломоносова
Автомобильный мост через реку Фонтанку, соединяющий Спасский и Безымянный острова, находится в Центральном районе города. Он является объектом культурного наследия федерального значения. При открытии в 1787 году получил название Екатерининский, позже был переименован в Чернышёв. Современное название — Ломоносов — получил в 1948 году.
Отправимся на катере по рекам и каналам Петербурга
Большой Конюшенный мост
Автомобильный арочный мост через реку Мойку, соединяющий Казанский и 1-й Адмиралтейский острова, расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга. Назван был из-за близкого расположения к Главным императорским конюшням. Изначальное имя моста — Греческий.
Тройной мост
Неформальное название мостовой композиции, соединяющей между собой три острова: Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский в Центральном районе Санкт-Петербурга. Мост сооружён в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Деревянную пешеходную переправу на этом месте открыли в 1730 году.
Погуляем по местам, где снимали легендарные фильмы
Синий мост
Автомобильный арочный мост через реку Мойку — самый широкий мост Санкт-Петербурга. Он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Его ширина составляет 97,3 метра. Название переправы происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет. Также в городе есть ещё мосты, названные по цветам, например, Зелёный, Красный и Жёлтый.
Разводные или неразводные: какие удобнее
Неразводные мосты служат нескольким ключевым целям. Во-первых, они обеспечивают стабильность в транспортной сети, не подрывая повседневную жизнь города. Развод мостов может создавать временные заторы и неудобства, поэтому некоторые переправы изначально проектировались так, чтобы минимизировать это. Во-вторых, такие мосты часто соединяют те участки города, где крупные суда не проходят. Это позволяет избегать необходимости в разводке, при этом не ограничивая транспортное сообщение. В некоторых случаях это также связано с архитектурными и историческими особенностями, где разводка просто не имеет смысла с точки зрения планировки и нужд города.
Заключение
Санкт-Петербург — это город, в котором мосты не только элемент транспортной сети, но и своеобразный символ, культурный код. Неразводные мосты — пример того, как тщательно была продумана инфраструктура города, чтобы обеспечить удобство и безопасность для всех жителей и гостей Петербурга. Определиться с тем, что посмотреть в Санкт-Петербурге или выбрать иное направление путешествия вам помогут наши местные гиды.