Мир старообрядчества спрятан от посторонних глаз, он не всем приоткрывает свои тайны. В XVII веке после религиозных реформ в православной церкви произошёл раскол — некоторые верующие отказались принимать изменения. Их прозвали старообрядцами. Всего за несколько веков им удалось сформировать свою особую культуру и традиции и построить множество архитектурных памятников, которые впоследствие стали достопримечательностями Москвы. О некоторых из них мы расскажем в этой статье.
Рогожская слобода
Рогожская слобода — духовный центр поповства белокриницкого согласия, одного из направлений русского старообрядчества. Находится слобода в небольшом посёлке Таганского района Москвы.
Старообрядцы начали здесь селиться во второй половине XVII века. А уже в конце XVIII столетия Екатерина II разрешила устроить на слободе отдельное кладбище для старообрядцев.
Со временем здесь образовался целый посёлок для членов Рогожской слободы — появились гостиница, лечебница, храмы и богадельни. Вокруг посёлка построили высокий забор с воротами.
Главным храмом слободы считают Покровский собор, построенный в 1792 году. Церковь в классическом стиле изначально планировали сделать масштабной — больше Успенского собора в Кремле. Когда об этом узнала Екатерина II, она приказала уменьшить собор. В итоге при строительстве решили сократить его высоту и оставить лишь одну из пяти запланированных глав. Внутренний интерьер собора был великолепным — стены и своды расписали в древнерусском стиле и разместили четырёхъярусный иконостас с образами XIII–XVII столетий. Но увидеть красоту могли не все — заходить внутрь храма разрешалось только староверам.
Ещё на территории слободы находится храм‑колокольня Воскресения Христова, который возвели в память о распечатывании алтарей Рогожских церквей. Этому способствовал царский указ о свободе вероисповедания, принятый в 1905 году. И уже в 1913 году с поддержкой меценатов здесь построили звонницу, выполненную в традиционном русском стиле.
Храм закрыли после революции — со звонницы сняли колокола, а из основных помещений сделали музей. Во время Второй Мировой звонница была ориентиром для фашистских бомбардировщиков — её пытались взорвать, но здание устояло. После войны храм-колокольню отреставрировали, вновь возвели на него кресты и колокола и вернули старообрядцам. В наше время храм до сих пор работает — ещё здесь находятся иконохранилище и библиотека.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — архитектурный памятник и один из основных старообрядческих храмов столицы. Купец Фёдор Мусорин устроил молельню для старообрядцев в своей усадьбе. Со временем в тайной домовой церкви образовалась довольно большая община, которой уже не хватало пространства усадьбы.
В 1905 году в Российской империи разрешили строить старообрядческие храмы. Уже в 1910 для местной общины построили новый храм. Его возвели с помощью пожертвований богатых старообрядцев.
Собор из красного кирпича совместил в себе атрибуты древнерусской и византийской архитектуры. Звонница, фасады и арки напоминали по стилю церкви Великого Новгорода, а приземистый купол и неоштукатуренные стены — храмы Константинополя. В ограде церкви сочетались строгие черты классицизма и детали в древнерусском стиле — сердечки с завитками на заборе.
После становления советской власти старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли. Почти 60 лет здесь располагались разные организации, и только в конце XX века храм вернули старообрядцам. Уже через год в церкви возобновили богослужения. К тому моменту большинство украшений храма были утеряны, но что-то удалось сохранить. До наших дней дошли деревянные ворота, части ограды и фрагменты росписей от работников мастерской Якова Богатенко — известного реставратора-иконописца.
Побывать в самом загадочном и малоизученном поместье Подмосковья
Преображенский старообрядческий монастырь
В XVIII веке в Москве свирепствовала чума. В 1771 году в городе стало так много больных, что власти обратились за помощью к богатым купцам — попросили их построить карантины и больницы за собственные деньги. Старообрядцы-федосеевцы одними из первых откликнулись на призыв о помощи и решили обустроить лечебницу и кладбище. Так началась история Преображенского старообрядческого монастыря.
Строительство начали на Земляном валу во главе с купцом Ильёй Ковылиным. В начале XIX века местные постройки стали богадельней с несколькими часовнями и хозяйственными помещениями. Уже тогда это можно было назвать монастырём — там проживали не только старообрядцы, но и выздоровевшие больные, которые после лечения решили остаться в обители.
В начале XIX века на территории общины основали раздельные мужскую и женскую обители. А уже к середине того же столетия монастырь превратился в масштабный архитектурный ансамбль. В 1784 году здесь основали Успенскую церковь, она была одной из первых местных религиозных построек. Последней здесь основали старообрядческую больницу — это произошло в начале XX века.
В 1854 году государство забрало храм у одних старообрядцев и передало другим — тем, которые всё-таки отринули свои возражения и присоединились к православной церкви. Их называли единоверцами. Они добавили к строению алтарь и придел святителя Николая Чудотворца. В итоге здание монастыря разделили на две части, и в нём стали уживаться под одной крышей представители обоих вероисповеданий.
Как и другие храмы, в начале ХХ века этот монастырь закрыли и старообрядческую общину разогнали. В женской части обители на месте келий основали рынок — он до сих пор работает. Мужской половине повезло больше — Успенский храм и моленная до сих пор работают в бывшем братском корпусе. А главный храм продолжают делить пополам и в наши дни. Старообрядцы занимают восточную часть, а православная церковь — западную.
Правила посещения старообрядческих храмов
Старообрядческие храмы — это не только архитектурные памятники и городские достопримечательности. В первую очередь, это всё-таки действующие места веры. Чтобы оказаться в храме, нужно соответствовать требованиям религии и подобрать подходящий образ.
Женщинам запрещено входить в храм в брюках. Они обязательно должны надеть платья или юбки в пол, а голову покрыть платком. Мужчины же могут попасть в обитель только в брюках, шорты недопустимы даже в самую жаркую погоду. В тёплое время года и женщинам, и мужчинам необходимо закрывать руки длинными рукавами.
Если туристы проигнорируют дресс-код, то их просто не впустят в старообрядческие храмы. Пренебрежение этими правилами считается неуважением.
Есть ещё один важный пункт — людям, которые не относятся к древлеправославной вере, не стоит молиться в старообрядческом храме.
Узнать особенности мировых и национальных религий
Заключение
Старообрядческие храмы в Москве — не только духовные центры для верующих, но и важные памятники архитектуры. Посетить старообрядческие храмы стоит, чтобы глубже понять многогранность русской духовной традиции, а также ощутить атмосферу, наполненную историей и верой. А в организации такого просветительского духовного досуга помогут местные гиды.