Богатейшее собрание Государственного Русского музея включает многие произведения, о которых каждый человек хоть раз в жизни, да слышал. В нашем материале расскажем о нескольких из наиболее значимых в русском искусстве образцах живописи, которые можно воочию увидеть в Михайловском дворце музейного комплекса.
Немного о музее
Русский музей в Санкт-Петербурге обладает крупнейшим в мире собранием произведений русского искусства, его коллекции насчитывают более 400 тысяч экспонатов, каждый из которых по праву может считаться шедевром.
Произведения русского изобразительного искусства включают не только живопись, в музейном собрании бережно хранятся графические работы, скульптура, декоративно-прикладное искусство и иконопись. Работы охватывают временной период с XII века до современности.
Экспозиции Русского музея размещаются в семи зданиях, главный из которых — Михайловский дворец, в нём расположены основные экспозиции и больше всего произведений, поэтому сотрудники музея рекомендуют начинать знакомство с богатейшим собранием русского искусства именно с этого корпуса.
Как попасть в музей
Михайловский дворец Русского музея находится на улице Инженерной, 4. Доехать до него можно на троллейбусах № 5 и 22, автобусах № 3, 22, 27, 49, К212 и метро до станций «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Сколько стоит билет
Билет на посещение Михайловского дворца стоит 700 рублей для взрослых, 500 рублей — для студентов, пенсионеров и школьников от 14 лет, 200 рублей — для детей 7–14 лет, а дошкольники и инвалиды проходят бесплатно.
Посетить Михайловский дворец и увидеть выдающиеся образцы российского изобразительного искусства
«Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1827–1833
Эпическое полотно поражает посетителей 14-го зала Михайловского дворца не только размером, хотя в первую очередь впечатляют её масштабы. Картина написана маслом на холсте, её площадь — почти 30 квадратных метров, и на создание настолько большого и тщательного произведения Карл Брюллов потратил шесть лет.
Сюжет для картины художник нашёл, побывав на археологических раскопках Помпей. Достоверность происходящему мастер сумел придать, изучив письма очевидца тех трагических событий — древнеримского историка Плиния Младшего и запечатлев подлинные находки археологов. Само место действия на картине — историческое, это Дорога Гробниц, некрополь, идущий от Геркуланских ворот до виллы Диомеда в сторону виллы Мистерий. Среди изображённых сооружений — гробница знатного римлянина Авла Умбриция Скавра Младшего.
Детали картины представляют большой интерес не только для искусствоведов. Многим зрителям будет интересно узнать, что среди людей, которые пытаются спастись от извержения вулкана, есть реально жившие в то время. Например, автор писем к Тациту Плиний Младший со своей матерью. На самом деле Плиний с семьёй находился в Мизенах, в 25–30 километрах от эпицентра бедствия, но и ему пришлось спасаться бегством от землетрясения и облаков вулканического пепла. На картине Плиний и его мать служат примером детской и материнской любви, когда мать и сын готовы пожертвовать собой ради друг друга.
Таким образом, масштабное полотно не просто изображает историческое событие. Брюллов вложил в него немало смыслов. Например, женщина, погибшая при падении с колесницы, символизирует гибель античного мира, что для художников-классицистов было предметом печали. Противостояние зародившегося тогда христианства и язычества тоже нашло своё место на полотне и выразилось в двух характерных персонажах — языческом жреце со злобным и хитрым лицом и христианском священнике, у ног которого будто пытаются найти спасение мать с дочерьми.
Лица многих женских персонажей художник сделал похожими на лицо своей любимой женщины — Юлии Самойловой. Исследователи отмечают, что общие черты сближают на картине представительниц разных социальных слоёв, будто смертельная опасность уравняла всех людей, сблизила их, как одну большую семью.
Себя самого Брюллов изобразил на картине в виде античного живописца. Традиция изображать автопортреты на картинах присуща художникам Ренессанса, творчество которых Брюллов изучал, живя в Италии.
Картина «Последний день Помпеи» принесла создателю множество наград и признание императора Николая I.
«Девятый вал», Иван Айвазовский, 1850
В том же зале № 14 находится картина Ивана Айвазовского «Девятый вал». Это один из первых экспонатов коллекции Русского музея. Художник написал картину в 1850 году, как считают искусствоведы, опираясь на собственные переживания во время бури, когда корабль, на котором он плыл, даже сочли затонувшим, а всех находившихся на борту людей — погибшими.
Площадь картины — более семи квадратных метров, так что у зрителей создаётся ощущение, будто огромные волны вот-вот обрушатся на них самих.
Девятый вал — по народному преданию, самая мощная, страшная и разрушительная волна. Мы видим, что от корабля осталась одна мачта, за которую цепляются выжившие. Их испытания не закончились, грядёт девятый вал, и мы не знаем, погубит от несчастных или они всё-таки спасутся. Зарождающийся рассвет, окрасивший небо и волны в нежные оттенки, даёт надежду на жизнь. Как художник-романтик Иван Айвазовский изобразил борьбу человека со стихией, и в «Девятом вале» даёт нам понять, что человек так или иначе выйдет победителем, жизнь восторжествует, и зарождающийся над грозной стихией новый день не станет последним для выживших в кораблекрушении.
В Русский музей картина попала из Эрмитажа в 1897 году.
Посмотреть самые известные места Санкт-Петербурга
«Бурлаки на Волге», Илья Репин, 1870–1873
Художник работал над этой картиной три года и закончил в марте 1873-го. С «Бурлаков» началась новая эпоха в истории российского искусства, Репин вывел в отечественной живописи нового героя — из народа, безропотно тянущего свою тяжёлую лямку и ни на что не жалующегося.
Это не просто кучка неизвестных представителей бурлаков, Репин создал каждого из них со своим характером, своим прошлым и своим внутренним миром. По его эскизам к картине известны имена её персонажей.
Впереди артели идёт бригадир, так называемый «шишка». Это бывший поп Канин, выражением лица напоминающий древнегреческого философа. От бригадира требовалось большое умение, чтобы поддерживать среди бурлаков порядок, задавать ритм и обеспечивать слаженную работу.
Слева от бригадира — артельный староста Илька-моряк, который ведал провиантом и жалованьем. Замыкает группу так называемый косной бурлак, он обычно шёл в собственном ритме и следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и коряги.
За «Бурлаков» Репин удостоился золотой медали от Академии художеств и бронзовой — на Всемирной выставке в Вене. В Русский музей полотно попало в 1918 году и занимает своё место в зале № 33 Михайловского дворца.
«Витязь на распутье», Виктор Васнецов, 1882
Картину Виктора Васнецов «Витязь на распутье» можно посмотреть в зале № 28 Михайловского дворца.
Этому, последнему варианту сюжета с богатырём, стоящим перед выбором пути, предшествовало несколько первых вариантов. От картины к картине судьба витязя становилась всё более беспросветной, а к последней картине выбора у него не осталось. Репин убрал дорогу, по которой витязь приехал к камню, скрыл с самого камня все надписи, кроме той, что обещает гибель.
Светлая фигура витязя противопоставляется в картине тёмному камню со зловещим чёрным вороньём, черепам и костями кругом на земле, тёмной громаде впереди на горизонте.
В основу сюжета легли былинные истории об Илье Муромце. Васнецов обратился к нетипичным для русского реалистического искусства былинно-сказочным темам, создав героико-эпическое произведение, в котором ощущается и лиричность пейзажа, и широта земли Русской.
Картина, ныне представленная в Русском музее, была написана для мецената Саввы Мамонтова. А сам сюжет после смерти художника воспроизвели на его надгробном камне.
Увидеть главные достопримечательности города на Неве
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году», Василий Суриков, 1899
Полотно размером 495 на 373 сантиметра представлено в зале № 36 Михайловского дворца. Необычный формат картины, вертикальный, а не горизонтальный, как было принято в сюжетах со множеством персонажей, подчёркивает запечатлённый на ней крутой спуск и усиливает драматичность момента. Суриков выбрал для картины самый сложный эпизод швейцарского похода суворовской армии — спуск с хребта Паникс. Этот перевал был самым тяжёлым, на нём погибло множество людей, армия лишилась орудий и запасов провизии.
Работая над картиной, Суриков ездил в Швейцарию и сам пробовал пройти путём российских солдат, чтобы понять, что они чувствовали на этом переходе, требующем предельных сил и стойкости духа. Он делал множество зарисовок лиц, искал подходящие типажи и мастерски вписал их в сюжет. Солдаты на картине испытывают разные эмоции — преобладают страх и тревога, сосредоточенность на спуске, но есть и те, кто улыбаются в ответ на подбадривающие слова Суворова. Это была задумка художника, и он называл свою картину «подвигом под шутку полководца». Безоглядная смелость, беззаветная преданность и доверие своему военачальнику — всё это чувствуется в потоке солдат, в едином порыве устремившихся к опасной кручи, готовых на любые подвиги ради любимого полководца.
Суриков завершил работу над картиной в год столетия суворовского похода через Альпы.
Заключение
Любой шедевр имеет за собой грандиозный труд, большую подготовительную работу, множество эскизов и набросков, поиск и долгие часы воплощения. Чтобы понять это, надо увидеть эти работы самому, вглядеться в мазки, детали, представить, что чувствовал художник и какими чувствами хотел поделиться со зрителем. Лучше всего посетить музей в компании местного гида, он расскажет всё, что известно о каждом произведении искусства.
Прикоснуться к мистической стороне Северной столицы России