Старая Сарепта в Волгограде до революции была поселением немцев-гернгутеров. Рассказываем, зачем Екатерина II приглашала иностранцев селиться в разных уголках России, почему они соглашались и зачем в саксонскую протестантскую общину приезжали туристы. А ещё — о музее-заповеднике «Старая Сарепта», в котором можно увидеть, как жили колонисты, а также местные русские крестьяне, татары и калмыки.
Как появилось поселение Сарепта
Первые колонисты из Саксонии в Поволжье
Поселение Сарепта, которое находится на территории современного Волгограда, появилось на карте России вскоре после того, как на престол взошла Екатерина II. Императрица задумала заселить те регионы страны, где было мало жителей, — чтобы развивать хозяйство и строить фабрики и заводы. Для этого она решила пригласить иностранцев: манифест Екатерины об условиях, на которых она предлагала переезд, разослали в разные страны. А в саксонский Гернгут она отправила посла лично.
Этот город был известен своей религиозной общиной. Представителям на переговорах разрешили миссионерство среди степных кочевников (не среди христиан), освобождали от службы и налогов, гарантировали самоуправление, к тому же предлагали разные льготы и землю.
Когда из Гернгута приехали первые поселенцы, им предложили выбрать землю недалеко от Царицына. И они решили поселиться там, где в Волгу впадает речка Сарпа.
Сарептская община
К середине 1770-х годов в Сарепту приехали ещё около 200 гернгутеров. Они исповедовали протестантизм, придерживались строгих нравов и жили общиной: семьи селились отдельно в своих домах с огородами, холостые мужчины и вдовцы занимали одно общежитие, незамужние девушки и вдовы — другое. Традиционно все называли друг друга братьями и сёстрами.
Гернгутеры поставили в поселении каменную церковь, аптеку и трактир, организовали рынок и выкопали трубопровод, причем регулярно меняли трубы и заботились о чистоте водных источников. Среди поселенцев было много специалистов — плотник, кузнец, каретник и другие. Они сами изготавливали ткани, разбивали сады и виноградники, начали разводить горчицу и открыли первый в России горчично-маслобойный завод. А ещё здесь работали свечная и табачная фабрика, мыловарня и винокуренный завод.
В 1774 году, во время восстания Емельяна Пугачева, жителям пришлось бежать, а местечко разорили повстанцы. Однако колонисты всё отстроили заново и продолжили производить свою продукцию, которую продавали не только в Поволжье, но и поставляли в Москву и Санкт-Петербург. Кроме масла и горчицы были особенно известны сарептенский бальзам и пряники на арбузном мёде.
Водный курорт в Сарепте
Туристы приезжали в Сарепту посмотреть на аккуратные домики в немецком стиле и буйные сады, которые колонисты разбили в степях. А еще местный врач Иоганн Вир обнаружил здесь источник с целебными водами. Ему дали название «Екатерининский», и в Сарепте открылся один из первых в России курортов, куда приезжали поправить здоровье многие представителя княжеских и графских семейств. Кроме того, минеральную воду разливали в стеклянные бутылки и кувшины и продавали в другие города. Сарептский курорт оставался популярным, пока знать не начала ездить на Кавказ.
Посмотреть все знаковые памятники в этой части города
Жизнь колонистов в середине XIX века
В 1832 году, во время большого пожара, почти все имущество Сарепты снова погибло. Но при поддержке с родины, из Саксонии, и из Санкт-Петербурга гернгутеры снова отстроили свой городок. В колонии работали школы для мальчиков и девочек и появился первый в Нижнем Поволжье детский сад. Жили в общине и люди интеллектуального труда: историки, археологи, этнографы, энтомологи и ботаники. Учёные трудились в области медицины, развивали промышленные технологии и выводили новые сорта растений. Здесь работала общественная библиотека.
Угасание общины и возвращение на родину
В конце XIX века в Сарепте появились революционные настроения: гернгутеры стали выступать за частную собственность и отделение от общины. В 1892 году с их родины пришел документ о том, что миссионерская миссия колонии завершена. Так Сарепта стала обычным торгово-промышленным городком.
Многие гернгутеры покинули местечко еще тогда, а оставшихся жителей ждала высылка в годы Великой Отечественной войны. Однако в 1950-х и 1970-х депортированным немцам Поволжья разрешили вернуться в те места, откуда они были родом. Самой Сарепты уже не было — это был Красноармейский район города Волгограда. Сохранилась только центральная площадь и часть зданий.
Музей-заповедник «Старая Сарепта»
Архитектурный ансамбль
Музей-заповедник «Старая Сарепта», который открылся в 1989 году, включает в себя 26 строений XVIII–XIX веков в стиле саксонского барокко. Это самый крупный архитектурный комплекс гернгутеров из тех, что уцелел до наших дней. Здесь сохранились дома-общежития незамужних сестёр и холостых братьев и старинная кирха, в которой можно послушать органную музыку.
На территории также находится статуя «Эквилибрио». Её создал германский скульптор Рольф Шаффнер. У памятника есть ещё четыре части, которые установили в тех странах, где гернгутеры вели миссионерскую деятельность, — в Норвегии, Ирландии, Испании и самой Германии.
В музее-заповеднике хранится крупнейшее на юге собрание немецких книг, а в целом библиотечный фонд содержит также книги на русском и английском языках.
Что посмотреть в музее-заповеднике
В музее работают постоянные выставки. Одна из них рассказывает об истории Сарепты: здесь можно увидеть старинное оружие и личные вещи поселенцев, строительные инструменты и предметы быта.
В экспозиции, посвящённой промышленности городка, представлены станки и различные приспособления, с помощью которых кузнецы, плотники и пекари прошлых веков создавали свою продукцию. Здесь можно увидеть, чем пользовались умельцы, когда плели тростниковые корзины. А ещё в зале выставлена ткань «сарпинка» — лёгкое хлопчатобумажное полотно, которое долгое время по секретной технологии изготавливали только колонисты. Постоянная выставка, которая рассказывает о сельскохозяйственных успехах саксонцев, оформлена в виде амбара. Здесь хранятся не только орудия труда, но и домашняя утварь.
Музей российской горчицы рассказывает историю приправы со времён Древней Греции и до наших дней и демонстрирует оригинальное оборудование со старого сарептского завода.
Этнографические экспозиции воссоздают жилища местных народов: русских, калмыков и татар. В избе нижневолжского крестьянина можно увидеть русскую печь, традиционную мебель, посуду и вышитые рушники. В татарском доме — национальные костюмы и религиозная символика. А в калмыцкой кибитке представлены предметы культа, национальные одеяния и посуда.
Узнать о местных традициях и культуре прошлых веков
Заключение
Старая Сарепта в Волгограде — уникальный район, в котором еще в XVIII веке появилась община саксонских миссионеров. Здесь вы можете узнать, как колонисты жили и развивали промышленность и сельское хозяйство. Посещайте музей-заповедник вместе с местными гидами, которые расскажут самые интересные детали об исторических событиях прошлых эпох.