Россия богата самобытным искусством и уникальными традициями. Среди множества художественных направлений особое место занимают традиционные росписи. По сей день они восхищают своей красотой и глубиной смыслов. Хохлома, Гжель, Палех и другие центры народного творчества не только сохраняют вековые традиции, но и вдохновляют новые поколения художников. В этом материале мы подробно расскажем о некоторых стилях росписей, их особенностях и центрах, где их можно посмотреть.
Хохлома
Хохлома — декоративная роспись деревянных изделий красками золотистого, красного и зелёного цветов на чёрном фоне. В основном в ней изображают цветы и растительные мотивы, но встречаются также рыбы и птицы. Самой удивительной особенности хохломы считают её глубокое золотистое свечение. Оно создаётся специальной техникой «золочения» — после грунтовки изделия натирают алюминиевым порошком и прокаливают в печах. От нагрева лак желтеет, и из серебристой поверхность становится по-драгоценному золотой.
История возникновения
Хохлома возникла в деревнях левого берега Волги во второй половине XVII века. Считается, что этот способ росписи придумали мастера-старообрядцы, которые занимались написанием икон. Готовые изделия продавали в ближайшем крупном торговом селе Хохлома Нижегородской губернии — именно в его честь и назвали роспись. Село Хохлома удачно располагалось на торговых путях, поэтому изделия местных мастеров быстро стали популярны по всей стране и даже за её пределами. Товары отсюда возили на продажу в страны Западной Европы и Азии. Хохломская роспись формировалась благодаря труду целых династий мастеров. Особый вклад сделали мастера из семей Лушиных, Гущиных и Красильниковых.
Перенестись в прошлое и познакомиться с уникальной золотой хохломой
Где посмотреть
Хохломская роспись продолжается развиваться и в наши дни. Всё также главным ядром хохломы остаётся Нижегородская область, в которой находится несколько специальных центров. В городе Семёново с 20-х годов XX века работают фабрики «Семёновская роспись» и «Хохломская роспись», а в деревне Сёмино Ковернинского района находится предприятие «Хохломской художник».
В 2008 году для сохранения и популяризации хохломского искусства открыли музейно-туристический центр «Золотая хохлома». Современное здание может одновременно принимать около 200 посетителей одновременно.
Коллекция музея включает в себя изделия с хохломской росписью конца ХIХ — начала ХХ века: панно, посуда, вазы, столовые приборы и другие предметы быта с ручной росписью.
«Царская комната» — самый красивый зал музейно-туристического центра. В нём находятся эксклюзивные работы современных мастеров и обширная коллекция матрёшек, расписанных в хохломской технике.
В местной мастерской проводят мастер-классы по росписи матрёшек и ложек. На занятии может одновременно находиться 30 посетителей. Также в музее проводятся временные выставки с работами мастеров других видов народно-прикладного искусства. Есть и зал иконописи, в котором находятся иконы с необычной хохломской росписью. В этом веке на предприятии «Хохломская роспись» даже создали иконописную мастерскую.
Каждый год в Семёнове проходит международный фестиваль народных промыслов «Золотая Хохлома». На него уже больше 20 лет съезжаются мастера народного искусства со всей России и из-за рубежа.
Гжель
Гжель — особый вид росписи по керамике яркими голубыми и синими оттенками на белом фоне. Чаще всего встречаются растительные мотивы, орнаменты, сказочные сюжеты, сцены из городской или сельской жизни. Главная особенность гжели — в искусстве мазка. Благодаря отточенному мастерству и правильному соотношению тонов можно создать больше 20 оттенков синего с помощью всего одной краски — кобальта. В зависимости от густоты наложения краски получаются тёмные и светлые тона, которые делают рисунок объёмным.
История возникновения
Гжель зародилась в одноимённой деревне в окрестностях Москвы. С середины XVII века здесь добывали глину, поэтому с давних лет одним из основных промыслов жителей деревни было гончарное мастерство. Дела у местных умельцев шли хорошо, их ремесло расширялось и спустя время образовался целый «гжельский куст» — около 30 деревень и сёл объединились в Гжельскую волость.
Сначала по приказу императора местные мастерские и предприятия производили предметы быта и алхимические сосуды, но со временем начали создавать фарфоровые и фаянсовые изделия, которые расписывали кобальтом. Гжельские статуэтки быстро стали всемирно известны, их экспортировали в страны Средней Азии и Ближнего Востока. В советское время в Гжели открыли керамический техникум и артель. По сей день здесь работает несколько предприятий, которые производят не только элементы декора, но и часы, люстры и керамическую плитку.
Где посмотреть
В Раменском районе Московской области находится Музей гжельского промысла. Туристам обещают раскрыть секреты гжельской росписи и показать производство новых изделий. Все представленные фарфоровые изделия выполнены вручную местными мастерами, у каждого из них свой уникальный рисунок и значение.
Музей работает на базе предприятия, которое создаёт художественные изделия с полным соблюдением старинных традиций гжельских мастеров. Здесь представлены два зала. Первый посвящён самому предприятию, его истории и выпускаемой продукции — здесь находится коллекция изделий и портретная галерея местных мастеров. Во втором зале рассказывается о самом гжельском промысле, его зарождении и развитии, а также об истории Гжельской земли.
Палех
Палех — миниатюрная живопись на чёрном фоне яркими красками с золотистым отливом. Её выполняли на лаковых изделиях из папье-маше и украшали сусальным золотом — это придавало изделиям «божественный» свет. Мастера в основном изображали традиционные сюжеты из былин и сказок, а в годы войны писали сцены сражений. Отличительной чертой палеха считают детальную прорисовку всех элементов и персонажей — даже прожилки растений списывают с их натуральных изображений.
История возникновения
Палех, село в Ивановской области, издавна славится своими иконописцами, которые и придумали одноимённое направление народно-прикладного искусства. В XVII веке Палех стал иконописным центром России, а местных мастеров приглашали в Москву для росписи значимых объектов. В первой половине ХХ века работы местных мастеров выставляли на выставке в Париже — это дало им всемирную известность. В 1960–1980-х годах выпускали огромное количество сувениров и открыток, выполненных в палехской технике и изображавших жизнь советского народа.
Побывать в музеях Палеха
Где посмотреть
По инициативе писателя Максима Горького в 1935 году в Палехе открыли Музей палехского искусства. Сейчас в его коллекции — около десяти тысяч экспонатов: лаковые миниатюры, русские иконы XIV—XVI веков, картины русских и европейских мастеров и полотна палехских художников. Здесь же находится библиотечно-информационный центр с собранием из восьми тысяч книг.
Заключение
Русские традиционные росписи представляют собой не только уникальное художественное наследие, но и важный элемент культурной идентичности. Каждая из этих росписей несет в себе историю, традиции и мастерство, передававшиеся из поколения в поколение в разных регионах. Увидеть вживую работы мастеров прошлых столетий можно и в наши дни — в этом вам помогут местные гиды, которые погрузят вас в мир народного искусства.