Вот вам отличная идея для экспериментального отдыха — есть на поезд в Москве и доехать до самого Владивостока. Это путешествие запомнится вам надолго, так как его маршрут пролегает по самой длинной железной дороге в мире — Транссибирской магистрали, историческое название которой — Великий Сибирский путь. Почти за семь дней поезд преодолевает более девяти тысяч километров, в то время как в конце XIX века можно было туда добраться за три месяца. Рассказываем про историю строительства Транссибирской магистрали и главные остановки в пути.
История появления Транссиба
В начале XX века началось строительство Транссибирской магистрали — дороги, которая соединяет берега Атлантического и Тихого океанов. Это самая длинная в России и мире железная дорога, которую распорядился построить Александр III, а достроил в итоге Николай II.
При строительстве Российская империя отказалась от помощи западных коллег и использовала только собственные средства — в итоге дорога обошлась казне в 350 млн золотых рублей. Сотни людей трудились в сложных природно-климатических условиях, прокладывали рельсы по труднопроходимой местности — рекам, болотам и вечной мерзлоте. К примеру, в районе Амура температура достигала −60 градусов. Значительную часть рабочей силы составляли солдаты и заключенные, которые использовали примитивные орудия труда — топоры, лопаты и тачки.
Строительство магистрали позволило открыть важнейшие месторождения полезных ископаемых — к примеру, в Кузбассе. Во время строительства возвели два крупных моста — через Енисей в Красноярске и Амур в Хабаровске.
В эксплуатацию Великий Сибирский путь ввели в 1903 году, спустя 25 лет после начала строительства. Когда-то движение по магистрали начиналось в Санкт-Петербурге — напротив Московского вокзала в честь этого события поставили памятник Александру III. Сегодня он находится в Мраморном дворце, а исходная точка железной дороги — Ярославский вокзал в Москве. И в столице, и во Владивостоке — конечной точке Транссиба — стоят так называемые верстовые столбы, которые указывают нулевой километр и 9288 км.
Садимся в поезд и объезжаем Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) — частично сохранившуюся историческую железнодорожную ветку, построенная в 1896–1905 годах и соединившая две ранее построенные части транссибирской железнодорожной магистрали.
Путешествуем по Транссибу
Сегодня Транссиб — это мощная двухпутная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами связи, которая проходит через около 90 городов, 14 из которых являются областными центрами.
Расскажем о достопримечательностях в некоторых городах, которые вы можете посетить, путешествуя по Транссибу.
Нижний Новгород
На сегодняшний день Нижний Новгород пока не входит в маршрут «Золотое кольцо», однако по числу православных храмов он не уступает другим древнерусским городам. В городе есть Михайло-Архангельский собор, построенный в начале XIII века, Никольский собор со знаменитой иконой Николая Чудотворца. В конце XIX века здесь построили Александро-Невский Новоярмарочный собор в честь подвигов князя Александра Невского.
К 800-летию Нижнего Новгорода там построили парк на набережной у слияния рек Волги и Оки. Также туристы любят ходить по Большой Покровской улице, где находится множество памятников архитектуры. На Ильинской улице вы найдете музеи и магазины антиквариата.
Пермь
Город-миллионник, через который пролегает Транссиб, сегодня обрёл второе дыхание: к 300-летию здесь обновили фасады исторических зданий и отремонтировали главные улицы, длинную набережную реки Камы, а также городскую эспланаду. В 2025 году в Перми откроется новое здание художественной галереи, а сегодня работают краеведческий музей и музей современного искусства. Также в 2025 году в городе откроют новый зоопарк.
Красивый исторический район в Перми находится на ул. Сибирская. Здесь можно увидеть особняк антрепренёра Сергея Дягилева, дом губернатора, построенный в конце XVIII века, дом купца Гаврилова и доходный дом Синакевича, построенный в XIX веке. Каждое из сооружений имеет свою историю и сегодня активно восстанавливаются.
Екатеринбург
Если вы будете проездом в уральской столице, то предлагаем вам посетить пешеходную улицу Вайнера. Здесь много магазинов, уличных скульптур — её еще называют уральским Арбатом. Предлагаем посетить смотровую площадку небоскреба «Высоцкий» — с 52 этажа вы по-другому посмотрите на мегаполис. Там же можно зайти в музей Владимира Высоцкого. Больше узнать о политической истории России, а также посетить лекции и сходить на выставку современного искусства можно в Ельцин-центре.
Туристам в Екатеринбурге предлагаем познакомиться с историческим центром города: Храмом на Крови, который находится на месте печально известного Ипатьевского особняка, где казнили семью Романовых.
Новосибирск
Этот город обязан Транссибу своим появлением: для дороги нужно было построить железнодорожный мост на реке Обь, в результате основали целый город, который сегодня является третьим по величине в РФ. Здесь же находится и самый большой вокзал на Великих Сибирских путях.
В Новосибирской области находятся Бердские скалы — живописный природный памятник, который расположен около реки Бердь. Скадисты обрывы покоряют туристов своими живописными видами. В самом Новосибирске можно посетить зоопарк, где находятся более 11 тысяч животных, храм Александра Невского. Также в городе множество старинных сохранившихся зданий, так и домов в стиле конструктивизма.
Владивосток
Это последняя и самая южная станция Транссибирской магистрали, которая находится на широте Сочи. Ради прогулки по Владивостоку не жалко семи дней, потраченных на поездку по Транссибу. Во-первых, стоит сюда приехать, чтобы увидеть «Токаревскую кошку» — один из старейших и известных маяков. Во-вторых, здесь есть исторические памятники архитектуры, к примеру — Николаевские ворота с ажурной крышей, построенные к приезду Николая II. Также туристам советуют посетить Миллионку — знаменитый квартал во Владивостоке, где в XIX−XX века селились эмигранты из Китая и Кореи.
Кстати, на Владивостоке магистраль не обрывается: фактически она продолжается до Тихого океана и заканчивается на станции Восточный порт на мысе Астафьева.
«Золотой орел»
Поезд с золотым вагоном, который называется «Золотой орел», называют одним из самых лучших. Наряду с Восточным экспрессом, где происходит действие романа Агаты Кристи, «Золотой орел» попадал в рейтинги самых красивых и богато обставленных поездов мира. Это круизный поезд, который с 2007 года возит пассажиров по городам Транссибирской магистрали.
Внутреннее убранство поезда можно сравнить с пятизвёздочным отелем: здесь есть купе люкс, а также ресторан с роялем и библиотека. В «номерах» есть все удобства: диваны, собственные душ и туалет, а также пол с подогревом. Все это роскошество будет стоить недёшево — цены на билеты начинаются от 140 тысяч рублей и доходят до 800 тысяч.
Совершите путешествие по Транссибу до Владивостока, который находится на другом краю страны. На экскурсии вам покажут знаменитые достопримечательности и покажут виды, от которых захватывает дух.
Заключение
На протяжении всей истории своего существования по Транссибу не только перевозили товары — в годы Великой Отечественной войны по дороге эвакуировали людей. Сегодня железная дорога позволяет совершить путешествие через всю Россию и уже давно стала одним из символов отечественного туризма. Совершить путешествие по Транссибу — выбор смелых туристов, а когда будет построен перегон Приаргунск — Хайлар, то расширятся возможности путешественников на Транссибе в сторону Китая. Если вы уже доехали на поезде до Владивостока и хотели бы узнать этот город ближе, то предлагаем вам воспользоваться услугами местного гида.