Разделяющий и объединяющий, дающий надежду и лишающий её — всё это Босфор. Пролив не только разделяет Европу и Азию, но и соединяет Чёрное и Мраморное моря. Во все времена он служил основной транспортной артерией для перевозки важных грузов, от которых зависело процветание нескольких государств, и одновременно был последним пристанищем для наложниц османских султанов и преступников всех мастей. Берега пролива украшены дворцами, мечетями, крепостями и современными мостами. Мы расскажем, как добраться до Босфора, а также о его истории, мостах, тоннелях, портах и достопримечательностях.
Этимология
По мнению учёных, название Босфор имеет фракийские корни, так как фракийцы хозяйничали на этих берегах задолго до греков. С фракийского языка слово Босфор переводится как «светлая река». Можно предположить, что на название повлияли особенности водных течений в проливе — тёмная менее солёная вода движется из Чёрного моря в Мраморное, а обратно — более светлая и солёная вода.
Греки, заимствовав это название, первоначально интерпретировали его на слух как «Фосфорус», что на их языке также означало «светящаяся река». Название особенно соответствовало реальности в летний период, когда воды пролива буквально сияли под лучами солнца. Однако со временем изначальный смысл названия утратился.
В греческой интерпретации «Босфорус» стал означать «коровий (бычий) брод». Согласно легендам, название связано с древней практикой переправы быков через пролив на специальных деревянных платформах. Даже мифологический герой Геракл, согласно преданиям, перегонял стадо быков Гериона через современный Босфор. В изначальных мифах быки самостоятельно переплывали пролив, но поздние авторы, сомневаясь в реалистичности такого сценария, добавили деталь о паромах.
Древнегреческие географы имели привычку называть любой узкий и протяжённый пролив Босфором, добавляя уточнения для обозначения конкретного места. Например, пролив между Чёрным и Мраморным морями получил название Фракийский Босфор, а между Азовским и Чёрным морями — Киммерийский Босфор. Вероятно, такое название связано с ассоциацией пролива с глубокой бороздой, которую оставляют волы при вспашке земли. Таким образом, истинное значение слова Босфор — «бычий путь» или «коровий путь».
В современной Турции, чтобы избежать путаницы и упростить восприятие, Босфор официально называют Стамбульским проливом, оставляя древние легенды и мифы для историков и исследователей.
Прокатимся по Босфору на кораблике
История
Формирование пролива произошло примерно от 5 до 7,5 тысячи лет назад, когда уровень морской воды достиг критической отметки, и вода пробила себе дорогу. Это явление сыграло ключевую роль в формировании морских путей и экосистем региона.
История Босфора неразрывно связана с основанием Византии и Константинополя. В 660 году до нашей эры греческий полководец Бизас основал на этом месте поселение, которое стало важным торговым и стратегическим центром. С тех пор город неоднократно переходил из рук в руки — его захватывали персы, афиняне и спартанцы, пока византийцы не обратились за помощью к Риму.
В 330 году император Константин I провозгласил Византию новой столицей Римской империи, переименовав её в Константинополь. После распада Римской империи в IV столетии город стал столицей Византийской империи.
Ключевым моментом в истории Босфора стало завоевание Константинополя османским султаном Мехметом II в 1453 году. Город стал центром Османской империи и получил новое имя — Стамбул. Для защиты города вдоль берегов Босфора построили крепости, многие из которых сохранились до наших дней. После поражения Османской империи в Первой мировой войне в 1918 году Стамбул стал частью новой Турецкой республики.
Сегодня Стамбул — динамичный мегаполис с населением свыше 15 миллионов человек. Жизнь на берегу Босфора считается престижной, а пейзажи Босфора стали неотъемлемой частью турецкой культуры, вдохновляя создателей множества сериалов и фильмов.
Важную роль Босфор играет и в геополитике — через .него проходит почти 3 % мировых ежедневных поставок нефти. Трафик в Босфорском проливе значительно возрос в 1936 году с подписанием Конвенции Монтрё, установившей правила судоходства в турецких проливах и Мраморном море. Конвенция предоставила торговым судам свободный доступ к Босфору, в то время как Турция получила право ограничивать проход военных кораблей в условиях вооруженных конфликтов. Во время Второй мировой войны, к примеру, Турция приняла решение закрыть проливы для военных судов противоборствующих сторон, что предотвратило возможность доступа держав Оси к территории Советского Союза. Закрыт Босфор для военных флотов и сейчас.
Где находится Босфор
Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным, а по обоим его берегам располагаются районы Стамбула. Пролив простирается от моста Султана Селима Явуза до тоннеля «Евразия», который связывает европейский район Кумкапы с азиатским районом Кадыкёй.
Глубина — 124 метра, длина — 30 километров, а ширина варьируется от четырёх километров до 750 метров, что делает пролив Босфор самым узким проливом в мире и самым сложным для прохождения.
Увидим дворец Топкапы с Босфора
Мосты
В Стамбуле через пролив перекинуты три моста.
Босфорский мост. Первый современный мост через Босфор открыли в 1973 году, приурочив его к полувековому юбилею Турецкой республики. Впечатляющий подвесной мост, соединяющий районы Ортакёй и Юскюдар, стал одной из самых знаковых достопримечательностей Стамбула. Изначально его проектировали как пешеходный, но в конечном итоге он стал полностью автомобильным. Основной пролёт моста достигает 1074 метров в длину, а общая протяжённость дорожного полотна — 1,5 километра. Этот мост расположен ближе всего к центральным частям города. С 2016 года носит официальное название «Мост мучеников 15 июля» в память о жертвах неудачной попытки военного переворота. Однако в народе название не прижилось.
Мост султана Мехмеда Фатиха. В 1988 году на самом узком участке Босфора построили ещё один мост, названный в честь османского султана Мехмеда II, завоевавшего Константинополь. Этот подвесной мост соединяет европейский район Хисарусту с азиатским Каваджиком и разгружает автомобильный поток в густонаселённом районе.
По своим размерам он сопоставим с Босфорским мостом. Обе конструкции имеют по шесть полос для движения. Как и на первом мосту, пешеходные дорожки здесь отсутствуют. Визуально оба сооружения имеют схожие черты. Тем не менее, второй мост уступает своему предшественнику в плане эстетики — его расположение менее живописно, а ночная подсветка не так ярка и разнообразна.
Мост Султана Селима Явуза. Самый современный мост Стамбула возвели в 2016 году. Гибридная конструкция, сочетающая вантовые и подвесные элементы, получила имя султана Селима I, правившего Османской империей с 1512 по 1520 годы. За недолгий срок правления Селим значительно расширил территорию государства, присоединив Сирию, Египет, Палестину и земли современной Саудовской Аравии. Селим Явуз сыграл важную роль в укреплении статуса своей страны как центра мусульманства и получил титул лидера исламского мира.
Мост соединяет европейский район Гарипче с азиатским Пойразкёй. В его конструкции предусмотрены не только автомобильные полосы, но и удобные пешеходные дорожки. Этот мост считается одним из самых высоких в мире, достигая 322 метра в высоту.
Проедем из Европы в Азию
Тоннели
Попасть из одной части света в другую в Стамбуле можно не только над Босфором, но и под ним — по тоннелям.
Мармарай. Строительство железнодорожного тоннеля Мармарай, начатое в 2004 году с целью разгрузки железнодорожных путей и развития новых торговых возможностей с Азией, стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Турции. «Проект века», задуманный ещё в 1860 году, планировалось завершить за пять лет, однако его открытие состоялось лишь в 2013 году. Тоннель отличается внушительными размерами — общая длина составляет 13,6 километра, из которых 1,4 километра проходят непосредственно под водами Босфора.
Евразия. В 2016 году в Стамбуле запустили двухуровневый подземный автомобильный тоннель, не имеющий аналогов как в Турции, так и во всём мире. Его глубина достигает 106 метров от морского дна. Общая длина трассы, соединяющей районы Казлычешме и Гёзтепе, — 14,6 километра, однако сам двухуровневый участок занимает всего 5,4 километра и соединяет Кумкалы и Кошуйолу. С введением в эксплуатацию Евразийского тоннеля время в пути между удалёнными районами значительно сократилось. Теперь оно составляет всего 15 минут вместо прежних полутора часов.
Пойдём на яхте по проливу
Босфорские порты
В окрестностях стамбульского центра расположено множество портов и пристаней. Наибольшее их количество сосредоточено в районе выхода в Мраморное море и у слияния пролива с бухтой Золотой Рог.
Порт Хайдарпаша — самый крупный морской порт Стамбула, расположен у южного входа в Босфор. Это ключевой узел грузоперевозок, в том числе для контейнерных и ролкерных судов. Он обеспечивает стратегическую связь между внутренними регионами страны и международными торговыми путями. Вокзал Хайдарпаша, расположенный рядом с портом, — выдающийся образец архитектуры начала XX века.
Если вы прогуливаетесь вблизи Босфорского моста, вам не составит труда организовать спонтанное морское приключение, просто обратившись в один из местных портов. Тем не менее, для полноценного погружения в атмосферу города стоит доверить свою водную прогулку местным гидам. Они не только проведут вас по живописным уголкам Стамбула и Босфора, но и поделятся увлекательными историями, которые помогут лучше понять богатое наследие этого уникального города.
Достопримечательности на берегах Босфора
На обоих берегах Босфора можно увидеть множество старинных крепостей, мечетей и других интересных достопримечательностей.
Девичья башня. Таинственная башня расположена на небольшом острове в азиатской части Стамбула. История, окутывающая эту башню, полна интриг и тайн. Точная дата её появления остается предметом споров, но историки предполагают, что она была возведена ещё в эпоху Древней Греции. На протяжении веков башня исполняла различные роли — от крепости до тюрьмы, от больницы до современного музея, который сейчас открывает свои двери для гостей.
С этой архитектурной жемчужиной связано множество легенд, и в каждой упоминается прекрасная девушка, ради которой возвели башню. По вечерам пролив расцвечивается яркими огнями.
Дворец Долмабахче. Перейдём на европейскую часть Стамбула — туда, где находится один из самых великолепных дворцов Турции, построенный в середине XVIII столетия при султане Абдулмеджиде I. Грандиозное сооружение впечатляет своими масштабами — в нём насчитывается 285 комнат, 44 зала, шесть хаммамов и 68 туалетов. Для отделки использовано около 14 тонн золота. Резиденцией правителей Турции Долмабахче служил до 1949 года. В качестве музейного объекта дворец стал работать только с 1984 года.
Мечеть Бююк Меджидие — Ортакёй. Элегантная белокаменная мечеть, расположенная вблизи Босфорского моста, считается одной из самых великолепных мусульманских построек Стамбула. Её возвели по указу султана Абдулмеджида I. По великолепию она может соперничать с соседним дворцом Долмабахче. Просторные окна наполняют молитвенный зал солнечным светом, а внутреннее убранство восхищает мраморными панелями и изысканными хрустальными люстрами.
Даже если вы не планируете заходить внутрь, вас всё равно ожидает незабываемое зрелище: с набережной открывается живописный вид, который можно сравнить с картинками на открытках.
Крепость Румели. Самую внушительная крепость османского периода в Стамбуле возвели в 1452 году всего за четыре месяца. Крепость помогала контролировать движение судов по Босфору и сбор налогов. Спустя некоторое время её переоборудовали в тюрьму и таможенный пункт, а позже на её территории образовался жилой район.
Увидим дворцы на Босфоре
Лучшие виды на Босфор
В Стамбуле множество мест, откуда открываются потрясающие панорамные виды на Босфор.
Парк Гюльхане. Это живописное пространство, утопающее в зелени, предлагает великолепные виды на Босфор. Ближайшие транспортные узлы — станция метро «Сиркеджи» и автобусная остановка «Гюльхане».
Галатапорт. Новая стильная локация в европейской части Стамбула, расположенная в районе Каракёй. Дойти сюда можно пешком от Галатского моста за 15−20 минут или доехать на трамвае линии T1 до остановки «Топхане».
Галатская башня. С её смотровой площадки открывается захватывающий вид на весь город и знаменитый пролив. До башни удобно добираться на метро или автобусах.
Мечеть Сулеймание. Это величественное здание, расположенное на возвышенности, предоставляет возможность насладиться видами на окрестности и пролив. Легче всего добраться сюда на метро — станция «Везнеджилер».
Галатский мост. Этот мост считается границей между Босфором и бухтой Золотой Рог. У него есть две действующие трамвайные остановки — «Эминёню» со стороны района Фатих и «Каракёй» — со стороны Бейоглу.
Заключение
Мосты, тоннели, порты и достопримечательности Босфора делают пролив одним из самых интересных мест для посещения в мире. Независимо от того, интересуетесь ли вы историей, архитектурой или просто хотите насладиться красивыми видами, Босфор предложит вам что-то особенное. Добраться до него легко, а впечатления останутся с вами на всю жизнь. А наши местные гиды проведут для вас интересные экскурсии по столице четырёх империй.