Легендарный торговый маршрут, проходивший с Востока на Запад, сегодня остался только в летописях и сохранившихся древних постройках. Много веков назад мир не знал жизни без Великого шёлкового пути, который для многих купцов буквально был жизнью. Много лет уходило на то, чтобы перевезти пряности, ткани и хрупкую глиняную посуду из монгольских степей на греческие земли. Сегодня мы расскажем про несколько городов, которые были «сердцем» Великого шёлкового пути и узнаем, сохранилось ли там что-то, напоминающее о купцах и их верблюдах.
Что такое Великий шёлковый путь
Сегодня торговые пути пролегают не только по земле — торговые баржи бороздят океаны, посылки доставляют на самолетах. Во II веке до н. э. это можно было сделать только на караванах, поэтому опытным путём путешественники вычислили путь, который позволил бы не потерять весь товар и доставить ценные изделия из Азии в Европу. Считается, что впервые караван по этому пути пошел в 121 году до н. э., причем верблюдов действительно загрузили шёлком. В дальнейшем грузы стали более разнообразными.
Торговцам нужно было преодолеть более десяти тысяч километров — на это у них уходили годы. Маршрут пролегал по современным территориям Ирана, Греции, Италии, Турции, Кыргызстана, Киргизии, России, Монголии, Индии. Вывозили из Поднебесной всё, что имело ценность — специи, фарфор, масла, чай, драгоценные изделия и многое другое. Торговали также секретами производства — благодаря развитию Великого шёлкового пути в Европе научились самостоятельно производить порох, шёлк и бумагу.
По странам Шёлкового пути
В материале рассказываем про несколько городов, которые историческими были частью Великого шёлкового пути — отправимся из Китая в страны Европы и также узнаем, какие достопримечательности сегодня там можно посмотреть.
Сиань, Китай
Бухара, Узбекистан
Из Китая направляемся в Узбекистан, где в городе Бухара нагруженные караваны делали остановку, прежде чем начать путешествие по пустыне. Город уже давно признан музеем-заповедником под открытым небом, так как там более 400 сохранившихся древних достопримечательностей. Туристам настойчиво рекомендуют посетить минарет и мечеть Калян, построенные в XII–XVI веках, а также древний минарет Калон — символ Бухары, появившийся в XII веке.
Предлагаем отправиться в путешствие по восточному городу Бухара, который некогда был центром Великого шелкового пути.
Ош, Киргизия
Город Ош в Киргизии считается ровесником Рима — ему больше трёх тысяч лет, а его основателем считают самого Александра Македонского. По священной горе Сулейман‑Тоо путники понимали, что половина пути уже пройдена. В горе находится семь пещер — по преданиям, в одной из них жил заратустра, а в другой молился пророк Мухаммед. В самой большой пещере находится археологический музей, где собраны найдены в окрестностях древности. В центре города находится древний базар, которому больше двух тысяч лет. Здесь, как и стародавние времена, торгуют тем, что раньше привозили по Шёлковому пути — золотом, пряностями и тканями.
Мерв, Туркменистан
В XII столетии Мерв был одним из величайших поселений в Средней Азии и одной из главных стоянок на Великом шёлковом пути: здесь находился двухэтажный караван-сарай, где путники могли отдохнуть после долгой дороги. Современный Мерв — это исторический город-памятник, где можно увидеть легендарный 40-метровый мавзолей султана Санджара, где до наших дней внутри сохранились следы росписи. Еще один местный памятник — руины крепости Ерк‑Кала. Эта цитадель из глины и песка датируется VI веком до н. э.
Дербент, Россия
Когда-то этот город основали в качестве персидской крепости — по данным археологов, люди здесь начали селиться пять тысяч лет назад. Арабы завоевали его в в VII веке, и город стал одним из крупнейших торговых портов. Символом власти над купцами стала крепость Нарын‑Кала, которую можно увидеть и сегодня. У нее 20-метровые стены и несколько входов со стрельчатыми арками. Также там есть подземная тюрьма, которая функционировала в XIV–XVIII веках.
Тараз, Казахстан
В VI веке этот город описывали как богатый и динамично развивающийся мегаполис, важный участок Великого шёлкового пути. В византийских летописях подробно описывался базар, на котором торговали вещами со всего света. Название города «Тараз» как раз и переводится как «Торговый город». Именно отсюда товары из Китая отправлялись в Византию. Однако в XIII столетии Тараз вместе с его садами, мечетями и базарами уничтожило войско Чингисхана, и город долгое время лежал в руинах. Сегодня для туристов возвели реконструированное здание караван-сарая, где купцы во времена Шёлкового пути останавливались передохнуть — сейчас здесь действует музей, базар, можно отведать национальные блюда.
Сочи, Россия
Ныне популярный российский курорт когда-то был одним из важнейших пунктов для караванов. По этим местам проходила так называемая Даринская дорога, которая вела к портам Чёрного моря, а оттуда груз отправлялся в Константинополь. От Шёлкового пути здесь остались только руины Ачипсинской крепости VII века, где отдыхали купцы, и остатки храма в посёлке Ахштырь, который возвели еще византийцы в X веке.
Тебриз, Иран
Кто бы ни владел иранским городов Тебризом в XVII–XII веках, он всегда оставался одной и главных торговых точек. С тех времен здесь до сих пор работает Тебризский базар, который был известным на весь мир, особенно в XVI веке, когда тут правила династия Сефевидов. Это настоящий «город в городе», который занимает более миллиона квадратных метров. Здесь расположены гостиницы, бани, мечети, можно послушать музыку.
Стамбул, Турция
До того, как османы основали Стамбул, на берегу залива Золотой Рог располагался богатейший город византийской империи Константинополь, который был центром торговли. Сюда стекались все товары, он был также передовым в развитии культуры и архитектуры. И по сей день здесь стоит храм VI века — собор Святой Софии из мрамора, золота и слоновой кости. Благодаря тому, что город находится между Мраморным и Чёрным морями, торговля здесь процветает и до сих пор.
Предлагаем посетить еще один город, через которой пролегал Великий шеоклвый путь - Баку. Посетим Храм огня Атешгях, старинный город Шемахи и, конечно, восточный рынок.
Заключение
С развитием в XV веке мореплавания Великий шёлковый путь пришел в упадок.Стало удобнее преодолеть тысячи миль морем, чтобы доставить слоновую кость и яркие ткани в европейские державы. Сегодня туристы со всего мира стараются повторить хотя бы малую часть Великого шёлкового пути. Если ты также хотели бы почувствовать себя купцом раннего Средневековья, предлагаем начать с Баку, где персональный гид проведет вас дорогой древних караванов.