Многие гости и жители столицы наверняка знают о том, что в Москве есть целые районы, где живут представители еврейского сообщества. Экскурсоводы даже проводят в этих районах экскурсии, рассказывая о том, какую роль играла иудейская община в жизни столицы. История евреев в Москве очень интересная, но в то же время непростая, и не каждый гость города имеет представление о том, как живёт община сегодня. Поэтому мы расскажем о том, чем жило еврейское сообщество несколько веков назад и как в Москве возникла диаспора.
Как в столице появились еврейские общины
История столичной еврейской общины довольно длинная и непростая. Сообществу неоднократно приходилось сталкиваться с притеснениями и ограничениями на протяжении нескольких веков.
Черта оседлости и евреи при Екатерине Великой
Известно, что евреи обосновались в Москве в XVII веке, однако как таковой общины ещё на тот момент не было. В XVIII столетии из-за раздела Речи Посполитой на территорию Российской империи прибывало всё больше иудеев. Поселившись в столице, они вели торговлю и были достаточно сплочёнными между собой. В какой-то момент это начало вызывать недовольство у русских купцов — конкуренция была довольно сильная. Тогда-то государыня Екатерина II и издала указ, утверждающий черту оседлости.
Черта оседлости — своеобразная граница. Евреи могли проживать на постоянной основе только в 15 губерниях, значительно удалённых от центральной части России. Кроме того, иудеям запретили вступать в купеческие объединения внутренних губерний. Черта оседлости существовала вплоть до 1917 года.
Евреи в столице XIX века
В XIX столетии евреи-кантонисты — дети военных, обязанные к службе, — получили право селиться в Москве после того, как отдадут долг родине. А в 1826 году иудеям разрешили временное проживание в городе, но только в специально отведённом месте — Глебовском подворье. Срок проживания достигал трёх месяцев. В основном среди жителей были торговцы и ремесленники: портные, скорняки и прочие. Обитатели подворья вряд ли могли похвастаться вольготной жизнью: в ночное время они даже не могли покинуть территорию гостиницы.
В период правления Александра II евреям, которые приносили интеллектуальную или общественную пользу, позволили жить в Москве. Так, к концу XIX столетия в Белокаменной проживало около 40 000 иудеев. Строились синагоги, школы. Речь уже шла о полноценной еврейской общине в столице.
Когда Александра II убили, ситуация резко изменилась. Евреев не принимали в учебные заведения и начали выселять из города целыми семьями. Существует даже легенда о том, что губернатор Сергей Романов случайно перекрестился на звезду Давида, проезжая мимо Московской хоральной синагоги. Якобы это настолько вывело из себя князя, что он поручил снять купол и закрыть синагогу.
Еврейское сообщество после революции 1917 года
Настоящую свободу еврейская община получила после революции 1917 года. Черту оседлости отменили, а общину легализовали. В 1923 году в Москве проживало около 80 000 евреев. Советская власть поддерживала развитие национальной культуры: в 1926 году открыли синагогу, а также позже появилась еврейская школа — преподавание в ней проходило на идише.
В период Великой Отечественной войны многие евреи эвакуировались из столицы, а также ушли на фронт. После долгожданной победы, казалось бы, всё должно было наладиться. Но в 1950-х разразился скандал: в газетах твердили, что еврейское сообщество врачей-отравителей задумало заговор против руководства СССР. В тот момент началась новая волна антисемитизма: о своём происхождении евреи молчали и при поступлении в институты, и на работе. В противном случае был риск не поступить или лишиться повышения на работе.
Распад СССР и эмиграция
В будущем, ближе к моменту распада СССР, многие евреи покинули страну. Кто-то уехал в США, кто-то — в Израиль. Сегодня еврейские СМИ отмечают, что некоторые из эмигрантов вернулись в Москву, однако сегодня евреев гораздо меньше, чем в 1970-е годы. Тем не менее в столице работают синагоги и еврейские центры, специальные кафе и ресторанчики с кошерной едой. Еврейская община также ведёт активную работу как на территории столицы, так и по всей России.
Еврейские районы Москвы
Еврейские районы находились близ московских синагог. Евреи проживали в Марьиной Роще, Малаховке, Спасоглинищевском переулке и на Большой Бронной.
Марьина Роща
Центром притяжения еврейского сообщества в этом районе была деревянная синагога, построенная в 1926 году. К сожалению, здание сгорело в 1990-х, но вместо него уже через несколько лет построили новую синагогу.
В конце XX века еврейское сообщество в Марьиной Роще крепло и расширялось. Открывались кошерные магазины и кафе, еврейские школы. Одной из точек притяжения стал Московский еврейский общинный центр, открытый в 2000 году. В общинном центре регулярно проводятся культурные и просветительские мероприятия. Также в здании находятся библиотека и спортзал.
Узнать о знаменитых москвичах еврейского происхождения и увидеть достопримечательности, связанные со знаменитыми именами
Малаховка
В 1932 году в Малаховке существовала подпольная еврейская община. Евреи проживали на территории посёлка ещё с конца XIX века, а после революции 1917 года здесь открыли еврейский сиротский дом. Главами подпольной общины были Лейб Мозовер и Лев Каган. Они организовали сбор денег на строительство места для молитв, и позже община смогла собираться в сарае, построенном на земле Нуэха Альтермана.
Позже власти узнали о деятельности сообщества. Нуэх Альтерман лишился жизни, а глав общины арестовали. Официально зарегистрировать общину удалось только в 1972 году.
В 2000-х годах начался новый этап жизни еврейского сообщества в Малаховке. Здание расширили и даже провели церемонию внесения свитка Торы в синагогу. Однако в 2005 году случился пожар. Вместо сгоревшей синагоги в 2010 году открыли Еврейский общинный центр.
Сегодня для иудеев в Малаховке есть и молитвенный зал, и миква, и столовая.
Спасоглинищевский переулок
Московская хоральная синагога, с которой в своё время сняли купол, находится именно здесь. После того, как молиться запретили, здесь открыли ремесленное училище-приют. Однако и это заведение долго не проработало. Интерьеры множество раз переделывали и перестраивали. Только в 1905 году власти дали разрешение на открытие синагоги.
В 2000-х годах хоральную синагогу начали капитально реставрировать. На место вернули купол, отремонтировали внутренние интерьеры. Евреи со всей Москвы стягивались именно в эту синагогу. По сей день она является крупным религиозным объектом. Здесь даже есть единственная в России Стена плача.
Большая и Малая Бронная
В этом месте находится ещё одна крупная синагога. Деньги на строительство объекта выделил банкир Лазарь Поляков, которого в столице нередко называли «московским Ротшильдом». Синагога была частной. В отличие от общин, частные лица могли позволить себе строительство синагоги вне пределов черты оседлости. Одновременно молитвенный зал могли посетить до 40 семей.
Также на Малой Бронной в 1920 году основали Московский государственный еврейский театр. Спектакли проходили на идише. В 1921 году во время торжественного открытия первой постановкой стал «Вечер Шолом-Алейхема», состоящий из трёх пьес на идише.
Заключение
Еврейское сообщество в Москве продолжает жить и развиваться и сегодня. Несмотря на все трудности, ограничения и опасности, община прошла длинный и сложный путь и при этом смогла сохранить свою идентичность и уникальные черты. Многие столичные иудеи отмечают, что всё больше молодёжи посещает синагоги и стремится стать частью сообщества.
Изучайте еврейскую культуру столицы во время экскурсий с опытным гидом, который расскажет вам множество интересных историй.