Ораниенбаум — единственный пригород Петербурга, который практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны. В некоторых зданиях сохранилась пышная первоначальная отделка XVIII столетия. На территории комплекса располагаются множество небольших дворцов и парк, который относится к старейшим в России. Читайте в нашем материале, что можно посмотреть в Ораниенбауме.
История Ораниенбаума
Ораниенбаум — это дворцово-парковый ансамбль в городе Ломоносове неподалёку от Санкт-Петербурга. Эту территорию Пётр I подарил Александру Меншикову, но в 1727 году князь впал в немилость, и земли изъяли. В 1743 году парк и Большой дворец отошли наследнику царя, будущему Петру III, а после переворота и свержения владельца — его супруге, новой императрице Екатерине II. Позже усадьбу продолжали передавать по наследству в семье Романовых, но в начале XX века она оказалась в собственности герцогов Мекленбург-Стрелицких.
После революции 1917 года в Ораниенбауме разместили Лесной техникум, и лишь в Китайском дворце открылся музей. Сегодня ансамбль XVIII столетия считается единственным пригородом Петербурга, который уцелел в годы Великой Отечественной войны, здесь располагается музей-заповедник. Вместе с другими ценными архитектурными сооружениями он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
Изучить архитектурные памятники на живописном берегу Финского залива
Что посмотреть в Ораниенбауме
Парк
Нижний сад Ораниенбаума — один из старейших регулярных парков в России. Так называют зелёные насаждения с геометрически выверенной планировкой. Нижний сад заложили еще в 1729 году, при Александре Меншикове. Здесь посадили клёны, липы и вязы, а также вишни, яблони и ягодные кусты, разбили цветники, установили фонтаны, скамейки и скульптуры — деревянные и свинцовые. Однако к XX веку сохранилась лишь центральная аллея сада.
Большой Меншиковский дворец
Здание возвели ещё при первом хозяине земель. Оно находится почти у самого залива и соединено с ним каналом, который вырыли в 1719 году. Гости Меншикова прибывали во дворец на кораблях. Двухэтажный корпус здания увенчан княжеской короной, с двух сторон в нему примыкают одноэтажные галереи. В роскошных интерьерах дворца всё было предусмотрено для комфорта хозяев и гостей: здесь даже обустроили турецкую баню со стеклянной крышей и покои для Петра I. Комнаты украшали мрамор, позолота и росписи. Позже отделка не раз менялась, но сегодня во дворце воссоздана обстановка петровской эпохи.
Картинный дом
Здание построили в середине XVIII века для живописных полотен, книг и «диковинок», которые собирал будущий император Пётр III. А ещё внутри располагался Оперный зал — придворный театр, для которого приглашали из столицы лучших художников и декораторов, а также придворного дирижера Франческо Арайю, он писал музыку.
Сегодня в Картинном доме можно увидеть полотна XVI-XVIII веков, старинные предметы китайского декоративно-прикладного искусства и другие раритеты из коллекции Петра. Для библиотеки реконструировали резные стеллажи и шкафы, в которых хранились книги.
Павильон Катальной горки
Это сооружение строили как часть увеселительного комплекса, который состоял из павильона, горки и крытых галерей-колоннад. Катались на этом аттракционе не зимой, а летом. Специально для горки инженер Андрей Нартов, личный токарь Петра I, создал золочёные колясочки.
Постепенно сооружение разрушалось, и уже в 1801 году кататься здесь перестали. А сам павильон получил серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны. Его отреставрировали, и сегодня в здании можно увидеть воссозданные интерьеры с росписями, лепкой и искусственным мраморным полом, а также коллекцию ценного фарфора.
Дворец Петра III
Дворец спроектировал Антонио Ринальди. Его строили вместе с потешной крепостью для наследника, будущего императора Петра III. Однако сохранилось только основное здание.
Дворец не предназначался для приёмов. На первом этаже находились хозяйственные помещения, а на втором — небольшие личные покои наследника. Они были декорированы весьма изысканно — лаковыми панно и картинами на шпалерах по моде той эпохи. В годы войны дворец почти не пострадал, и здесь сохранилось старинное убранство. В экспозиции можно увидеть картины, мебель и личные вещи Петра III — мундир, шарф и шляпу-треуголку.
Китайский дворец
Дворец 1768 года возводили уже как личную резиденцию Екатерины II. Изначально Антонио Ринальди спроектировал его одноэтажным, но в XIX веке здание перестроили. Каждая комната во внутренней парадной анфиладе имела свою неповторимую отделку. Многие были декорированы в китайском стиле с ценными произведениями искусства из Китая.
Подлинный интерьер 1760-х годов сохранился в Стеклярусном кабинете. Он так называется, потому что украшен панно, расшитыми стеклярусом и цветным шёлком. А ещё в здании лежит ценный паркет с изысканным узором из 15 пород дерева.
Павильон «Китайская кухня»
Здание изначально возводил Антонио Ринальди как Фрейлинский павильон, а позже архитектор Людвиг Бонштедт перестроил его в «Китайскую кухню». Здесь готовили для гостей Китайского дворца.
Внутри находилось множество печей для разных блюд, в том числе отдельная плита для пирожных. Также здесь хранили сервизы и скатерти, имелась ванная, место для мытья посуды, ледник и комнаты, в которых жили повар и буфетчики. Здание много раз перестраивали, сегодня в нём проводят временные выставки.
Павильон «Каменное зало»
Небольшой дворец 1750-х годов планировали использовать для танцев, концертов и маскарадов. В центре находилась сцена и зрительный зал, к нему пристроили деревянные флигели. На площадке перед павильоном во время празднеств накрывали столы.
Позже флигели разобрали, и от дворца остался только зал, поэтому он и носит название «Каменное зало». В середине XIX столетия здесь даже устраивали лютеранскую кирху (церковь) с колокольней и проводили богослужения. В 1960 году здание воссоздали в первоначальном виде. Здесь проходили концерты и кинопоказы, но сегодня павильон на реставрации.
Увидеть несколько царских резиденций за одну поездку
Заключение
В Ораниенбауме сохранились дворцы и павильоны, которые хранят в своих интерьерах память о бывших владельцах — царях, императрицах и представителях правящей династии. В некоторых зданиях можно увидеть их личные вещи и подлинные интерьеры XVIII столетия. Планируйте свои поездки по Санкт-Петербургу и его пригородам с местными гидами, чтобы узнать как можно больше интересных деталей о ценной архитектуре северной столицы.