Мордва обладает богатым культурным наследием и самобытной историей. Это один из малочисленных, но уникальных народов России, который состоит из нескольких этнических групп. Несмотря на близость со славянами и постоянный культурный обмен, у мордвы сложились свои традиции, язык и обычаи. Культурное наследие формировалось на протяжении десятков веков, и до сих пор бережно хранится потомками.
Происхождение и история
Мордва — финно‑угорский народ, который составляет основное население Мордовии. Прародиной мордвы считают воды Урала и Предуралья — от средней Оби до нижней Камы. Веками мордовские племена мигрировали и обживались на территориях Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европы.
Учёные склоняются к мнению, что предки мордвы, как и другие финно-угорские народы, — из районов Урала и Сибири. Благодаря многочисленным перемещениям мордовцы и приобрели уникальные этнические черты. По мнению историков, формирование этноса происходило с VI века до нашей эры по II век нашей эры.
В средние века мордва активно взаимодействовала с Волжской Булгарией и Русью. В XVIII веке территория мордвы вошла в состав Российской империи. Именно тогда начался процесс русификации, но несмотря на давление на язык и культуру народу удалось сохранить свою идентичность.
Во время коллективизации в ХХ веке мордву настигли значимые социальные и экономические изменения. В период СССР создавали школы с обучением на родном языке, издавали книги и проводили культурные мероприятия.
Интересно, что название «мордва» не совсем правильное. Этим этнонимом называются две народности — мокша и эрзя. Они отличаются между собой языком, внешность, флагом, укладом жизни и национальным самосознания. А уже в составе этих народностей выделяют субэтносы: у мокшан — каратаи, а у эрзя — терюхане и шокша.
Мордва в наше время
Представители этноса в основном живут в России. Большая часть населения проживает в Республике Мордовия — здесь находится примерно 300 тысяч мордовцев.
Исторически сложилось, что территория мордовцев условно делится на две части. На западной стороне живут мокша, а на восточной — эрзя. При этом официальной границы между этими частями нет.
Также мордвины живут в Чувашии, Татарстане и регионах Поволжья. И за границей встречаются маленькие поселения — мордву можно встретить в Беларуси, Киргизии и Казахстане.
Язык мордвы также делится на мокшанский и эрзянский, общего мордовского языка не существует. Представители субэтносов говорят на местных диалектах. Многие базовые понятия в обоих языках звучат одинаково, поэтому благодаря схожести звучания мокшане и эрзяне легко могут понять друг друга. Отличаются языки в склонениях и фонетике — у мокшан более твёрдое произношение, а у эрзян ударение может свободно падать на любой слог.
Религия
Сейчас в большинстве своём представители народности исповедуют православие. До крещения Руси же мордовцы были язычниками — у них была своя разнообразная мифология, и они до сих пор придерживаются некоторых её традиций.
Мордовцы поклонялись в основном богам женского пола — покровительницам стихий и деторождения, богине ветра и урожая, хозяйке леса, дома и кладбища. Представители народности особенно почитали природные силы — солнце, гром, луну, звёзды, ветер и молнии. Также мордовцы верили и в значимых духов, которые напоминают наших лешего, водяного и домового.
Священные ритуалы совершали жрецы, которых избирали общиной на собраниях. Обычно это был глава рода или мудрейший из старцев. Для обрядов выбирали специальные места, которые находились где-то в лесу, подальше от жилых домов. Там размещали деревянных идолов и столбы, к которым привязывали животных для жертвоприношения. После ритуала мясо убитых животных готовили и ели все вместе.
В эрзянских поселения было развито было «черничество». Девушки одевались в чёрные одежды, уходили жить в кельи и посвящали всё своё время молитве — так они отказывались от семейной жизни и замужества.
Культура
У мордвы богатое культурное наследие, которое продолжает развиваться и по сей день. Во многом мордовская культура переплетается с русской, но при этом имеет свои отличительные черты. До сих пор мордовцы проводят на праздниках национальные обряды, в которые входят песни, пляски, стихи и рукодельное творчество. Сейчас на мордовских языках и диалектах сочиняют прозу и стихи и говорят на спектаклях в театрах.
Особое внимание уделяется устно-музыкальному творчеству — песни и наигрыши поются на торжествах, для общения с богами и животными. В них можно отследить связи с тюркским и русским фольклором. В качестве инструментов в основном использовали волынки, флейты, трубы, трещотки и колотушки. Современные ансамбли исполняют старинные песни на национальном языке.
Мордва большое внимание уделяла и декоративно-прикладному творчеству — бисероплетению, вышивке и резьбе по дереву. Избы, мебель и посуду украшали резными орнаментами, в узоры обязательно закладывали какую-ту символику, силуэты животных и растений.
Всё ещё пользуется популярностью национальное изобразительное искусство. В Саранске находится музей имени Степана Эрьзи, мордовского художника и скульптора. Во взрослом возрасте он начал мастерить деревянные фигуры, похожие на работы местных мастеров. Благодаря своему хобби Степан получил большую популярность как в России, так и за рубежом. В музее представлены также экспонаты народного и современного мордовского творчества от других мастеров.
Традиции
Большинство обычаев и праздников мордвы связаны с земледелием, сменой времён года, летоисчислением и созданием семьи.
По обрядам и времени многие местные торжества совпадают со славянскими. Так, во время славянских святок у мордвы проходил свой зимний праздник — «Роштувонь куд». В период от Рождества до Крещения устраивали традиционные гуляния и колядки. Аналогом Масленицы был праздник «Мастя», во время которого также готовили блины и играли в зимние забавы.
Есть схожести и в свадебных традициях славян и мордвы. Например, в большинстве случаев жених был младше невесты. Это происходило, потому что родители невесты старались как можно дольше держать дочь дома, чтобы та помогала вести хозяйство.
Самым популярным способом создания семьи было сватовство. Для этого парень должен был закинуть хлеб в окно девушки и быстро скрыться. После этого родственникам невесты нужно было найти дом парня и постучать ему в окно — так они давали понять, что согласны на брак. Также часто проходили сговоры, когда о браке молодых договаривались их родственники, и даже похищения невесты. В последнем случае не устраивали праздничных больших застолий.
Накануне свадьбы невеста устраивала девичник со своими подругами. Девушки занимались рукоделием — делали украшения из цветов и вышивали полотенца. Потом они шли в баню, где после мытья невесты подруги и родственницы заплетали ей косы замужней женщины. В доме жениха в это время пекли традиционные пироги в виде фаллического символа и «груди молодушки» с творогом. Такой необычной формой родственники жениха надеялись привлечь милость богов и здоровое потомство у молодых.
Очень распространены были и банные ритуалы. Баню считали главным лекарством от всех недугов. Для посещения бани специально готовили травяные сборы, заговаривали камни, набирали воду в святых источниках. А во время мытья обязательно молились богине Баня‑аве о выздоровлении.
Заключение
Мордва — это народ с богатой историей и уникальной культурой, который сумел сохранить свою идентичность на протяжении веков. До сих пор мордовская культура продолжает развиваться и и остаётся важной частью культурного многообразия России. Проникнуться местной культурой и узнать всё о об этом удивительной народе вам помогут местные гиды, которые помогут спланировать путешествие по самым интересным местам региона.