Первый в мире атомный ледокол стал вехой в российском судостроении и освоении северных широт. В наши дни атомоход стоит у причала в Мурманске, где превратился в музей, рассказывающий о героической эпохе покорения Арктики и развитии атомной энергетики. Мы расскажем об истории ледокола, экспозициях музея и о том, как к нему добраться.
Описание
Ледокол «Ленин» представляет собой уникальное судно, ставшее первым в мире надводным кораблем, оснащенным ядерной энергетической установкой. Его габариты внушительны: длина достигает 134 метров, ширина — 27,6 метра, а высота борта — 16,1 метра. Водоизмещение этого гиганта составляет 16 тысяч тонн.
Ключевая особенность ледокола — его атомная установка, обладающая мощностью в 44 тысячи лошадиных сил, что позволило «Ленину» занять лидирующие позиции среди ледоколов по мощности. Судно способно совершать автономные плавания продолжительностью до одного года, что делает его незаменимым в условиях арктических вод.
Судно оснастили тремя реакторами, обеспечивающими энергией четыре турбины. Ледокол мог преодолевать льды толщиной до двух с половиной метров, что делало его незаменимым для проводки судов по Северному морскому пути. На борту «Ленина» находились комфортабельные каюты для экипажа, научные лаборатории, кинозал и даже библиотека.
Откроем ворота в Арктику
История ледокола
Строительство атомохода началось в 1956 году на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде. На воду судно спустили в 1957 году. С момента начала навигации в 1960 году атомный ледокол «Ленин» курсировал в Арктическом регионе, обеспечивая проводку судов через наиболее сложные ледовые участки. Первая арктическая экспедиция этого ледокола продолжалась три месяца и десять дней, за которые он преодолел свыше десяти тысяч миль.
Спустя шесть лет работы стали очевидны недостатки в конструкции реакторных установок, а также возникли сложности с их комплектацией и компоновкой. В дополнение к этому произошли несколько инцидентов, которые сделали дальнейшую эксплуатацию реакторов невозможной. Атомную установку заменили на более современную, и ледокол продолжил свою работу.
«Ленин» стал флагманом советского атомного флота и сыграл ключевую роль в освоении Северного морского пути. За 30 лет службы он провел через льды более 3700 судов и прошел более 650 тысяч морских миль. Ледокол не только обеспечивал навигацию, но и участвовал в научных экспедициях, изучая Арктику и её ресурсы.
17 октября 1961 года с борта ледокола впервые высадилась на дрейфующую льдину экспедиция «Северный полюс-10». Ранее арктические исследовательские группы могли добираться до льдин только с помощью самолётов, что значительно сужало их возможности в зимний период.
В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и поставлен на вечный прикол у причала в Мурманске. Сегодня он является памятником истории и науки, а также одним из самых посещаемых музеев на Кольском полуострове.
Увидим легендарный атомоход
Экспозиция музея
Музей на борту ледокола «Ленин» открылся в 2009 году. Постоянная экспозиция корабля-музея демонстрирует судовые помещения. В их числе — кают-компания с музыкальным салоном и курительной комнатой и столовая. Можно заглянуть в машинное отделение, побывать на посту энергетики, увидеть медицинский блок с операционной и лабораторией, рентгеновский и стоматологический кабинеты. Поднимитесь на пост наблюдения за ремонтом, и через смотровые иллюминаторы вы увидите верхние части конструкции атомных реакторов. Можно увидеть и каюты экипажа, капитанский мостик и другие помещения, сохранившиеся в оригинальном виде. Экскурсоводы подробно рассказывают о принципах работы реакторов и мерах безопасности, которые применялись на судне. В музее также представлены архивные фотографии, документы и личные вещи членов экипажа.
Одна из самых впечатляющих частей экспозиции — интерактивная зона, где посетители могут изучить природу Арктики и особенности полярной навигации. На борту работает Информационный центр по атомной энергетике.
Побываем в городе-герое
Совершенно секретно, прошу на борт
В середине 1950-х годов работы, связанные с атомной энергетикой, проходили под завесой строгой секретности за исключением атомного ледокола «Ленин». Его внушительные размеры вынудили вести строительство на открытой площадке Адмиралтейских верфей, что само по себе стало редким событием для того времени. На стройку даже организовывали экскурсии для иностранных гостей — вице-президента США Ричарда Никсона и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана. Такая степень открытости была крайне необычна для того периода.
В дальнейшем, во время работы на Северном морском пути, «Ленин» принимал множество высокопоставленных гостей, включая Фиделя Кастро, короля Норвегии Харальда V и адмирала Хаймана Риковера, который был одним из основателей американского атомного подводного флота. В бортовом журнале ледокола свои автографы оставили Юрий Гагарин и Александра Пахмутова.
Погуляем по Мурманску и посетим первый в мире атомный ледокол
Как добраться
Ледокол «Ленин» находится в Мурманске, на территории морского вокзала, в Портовом проезде, 25.
Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника. Стоимость билета для взрослых составляет 600 рублей, для детей и пенсионеров — 300 рублей. Экскурсии проводят на русском и английском языках.
Заключение
Если вы окажетесь в Мурманске, обязательно посетите этот музей. Он оставит незабываемые впечатления и поможет лучше понять, как человек покоряет суровую природу Севера. Ледокол «Ленин» — не только прошлое, но и будущее, символ стремления к новым горизонтам и технологическим прорывам. А наши местные гиды подберут для вас другие интересные направления для ваших путешествий.