«Богине утренней зари» более 120 лет, и почти вся её жизнь неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Она прошла три войны и две революции, пережила всех своих командиров, снялась в трёх кинолентах, несколько раз подвергалась «хирургическим вмешательствам», в том числе капитальным, служила учебным полигоном и наконец отправилась на заслуженный отдых в самое сердце Северной столицы в качестве музея и памятника военно-морского флота.
История рождения богини
«Аврора» — самое позднее из трёх типовых крейсеров, единственное сохранившееся до наших дней военное бронепалубное судно Балтийского флота первого ранга. Оно было заложено в конце XIX века в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга. Через четыре года корабль спустили на воду в присутствии императора Николая II, который, кстати сказать, принял непосредственное участие в наречении нового крейсера. Своё имя «Аврора» получила в честь одноимённого парусного фрегата, известного успехами в Крымской войне.
Ветеран трёх войн
История легендарного корабля переплетена с важнейшими событиями жизни страны ХХ века и тесно связана с Петербургом.
Русско-японская война
«Аврора» входила в состав Балтийского флота. В первые годы жизни корабль совершил переход на Дальний Восток в числе Второй Дальневосточной эскадры. Здесь «Аврора» приняла первый удар, став участницей Цусимского сражения во время Русско-японской войны. Была атакована в бою не менее десяти раз, получила повреждения пушек и нескольких отсеков, полыхала в огне, потеряла своего первого капитана, но не сдалась. Несмотря на множественный ущерб, выпустила по противнику свыше 300 снарядов и сумела прикрыть собой другие русские броненосцы. Примечательно, что на протяжении всего сражения флаг сбивали шесть раз, но команда неизменно возвращала его на место, и до самого конца боя, изрядно изорванный, он продолжал развеваться над палубой.
Первая мировая война
На этом военная карьера «Авроры» не завершилась. Она приняла участие в Первой мировой войне в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота. Корабль обеспечивал деятельность главных морских сил страны: нёс дозорную службу, осуществлял противовоздушную оборону. Благодаря экипажу корабля в 1915−1916 годах были успешно проведены операции легких сил Балтийского флота против германской армии на востоке и на побережье Рижского залива.
Исторический залп Революции
Выполнив все боевые задачи, крейсер отправился на починку в Петроград, где оказался в центре революционных событий 1917 года. Экипаж перешел на сторону большевиков вместе с рабочими, которые его ремонтировали.
25 октября 1917 года из корабельного орудия был произведен легендарный «Залп «Авроры». Большинство свидетельств указывает, что это был сигнал к штурму Зимнего дворца, где оборонялось Временное правительство.
В истории Великой социалистической революции это событие считается стартовой точкой «Красного Октября». В последующие дни из радиорубки «Авроры» объявили о победе Октябрьской революции и огласили первый документ большевиков — ленинское воззвание «К гражданам России!».
Узнать подробнее о событиях революционного периода в России начала XX века
Великая Отечественная война
В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны судно вернулось к военным обязанностям и встало на защиту родного Санкт-Петербурга со стороны города Ломоносова (в те годы Ораниенбаума), ежедневно принимая на себя налёты немецкой авиации. Даже когда техническое состояние уже не позволяло нести боевую службу в море, «Аврора» стала «донором» для сухопутных войск Советской армии — с корабля снимали оружейные установки и передавали на фронт.
Признание легенды
В жизни корабля присутствовала и мирная повестка. Он принимал участие в съёмках нескольких кинолент, а также поставил рекорд по наградам среди кораблей Советского Союза.
Крейсер в кино
В 1927 году вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», где «Аврора» сыграла саму себя во время штурма Зимнего дворца. В 1937 году выпущен новый кинопроект «Ленин в Октябре» Михаила Ромма также при участии крейсера. И в 1946 году прошли съёмки в кинокартине «Крейсер «Варяг», где «Аврора» запечатлена в полном гриме в роли одноимённого крейсера.
Награды и звания
В десятую годовщину Октябрьской революции крейсер наградили высшим военным орденом Красного Знамени, а в феврале 1968 года — орденом Октябрьской Революции. «Аврора» стала таким образом первым в СССР орденоносным кораблём и дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ. Крейсер «Аврора» — единственный в мире корабль, на ордене которого изображен он сам.
В 1998 году «Аврора» вошла в состав Международной ассоциации кораблей-музеев и была внесена в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как памятник отечественного кораблестроения. Крейсер официально признан объектом культурного наследия страны.
Реконструкция и современная история крейсера
После войны корабль привели в порядок и пришвартовали у Петроградской набережной, где он находится по сей день, как охраняемый государством памятник героизма и стойкости русского народа.
Постепенно здесь стали собирать документы, фотографии и предметы крейсерского быта. В 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей. Функционально судно также использовали в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища до 1960 года. В дальнейшем статус учебного корабля был утрачен, но музейную экспозицию оставили и даже начали расширять.
В 1984−1987 годах крейсер капитально отремонтировали. Подводную часть заменили полностью, преобразили помещения и палубу. Плановые ремонтные работы проводились также в XXI веке для возвращения кораблю первозданного облика: обновили конструкции, при этом модернизировали систему безопасности.
«Аврора» оказалась долгожителем и прослужила 45 лет, при том что срок эксплуатации военных крейсеров рассчитан на 25. Корабль признан объектом культурного наследия России, оставаясь при этом самостоятельным плавучим объектом, способным находиться в автономном режиме до двадцати дней.
Музейная экспозиция на «Авроре»
На данный момент на крейсере «Аврора» открыты девять залов, боевая рубка и находящиеся под водой машинное и котельное отделения. Представлено более 500 исторических экспонатов: уникальные документы и фотографии, мультимедийные инсталляции, предметы морского быта и настоящие боевые снаряды. К примеру, в музее сохранилась двухметровая лопасть из винтов, приводящих в движение весь крейсер, а также монорельс, по которому снаряды поставляли к боевым орудиям.
Прикоснуться к легенде отечественного кораблестроения и познакомиться с неизвестными страницами её истории
Зал № 1 — история корабля
Первый зал расположен в бывших подсобных помещениях и каютах и посвящён истории корабля. Главные экспонаты здесь — модель крейсера I ранга «Аврора» в масштабе 1:50 и диорама Петербурга в день «исторического залпа Революции». Кроме того, основные этапы жизни судна отображают картины художников-маринистов и собрание флагов и знамён «Авроры» с 1903 года.
Зал № 2 — Российский флот в XIX-XX веках
Экспозиция второго зала посвящена трудовым будням и быту авроровцев: в каютах и кубриках сохранены оригинальные условия жизни моряков. В помещениях оставили подвесные койки и обеденные столы, кухонную утварь и различные предметы быта. Также здесь размещены шпили и якорные цепи.
Зал № 3 — история военно-морского флота на рубеже веков
Материалы из истории кораблестроения второй половины ХIХ — начала ХХ веков демонстрируются в третьем зале плавучего музея. В экспозиции также уделено внимание Цусимскому сражению 1905 года и истории покорения вод Дальнего Востока в целом. Здесь расположены витрины с оружием, судовые приборы, картины и уникальные фотографии, как, например, портрет первого командира «Авроры». Капитан первого ранга Евгений Егорьев погиб в бою у берегов Цусимы. Фото находится в рамке из досок обгоревшей палубы и пробитой снарядом металлической обшивки крейсера.
Зал № 4 — история крейсера с 1914 по 1940 годы
В четвертом зале можно ознакомиться с документами, кадрами кинохроники революционного периода и периода Первой мировой войны. Здесь находится уникальная диорама «Штурм Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года». Сцена штурма просматривается с разных ракурсов в небольшие окошки конструкции.
Зал № 5 — история крейсера с 1941 года
Пятый зал вмещает в себя экспонаты времён Великой Отечественной войны, послевоенной истории корабля в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища, а также содержит информацию о ремонте и реставрации судна.
Зал № 6 — подарки крейсеру и образцы кораблей из общего собрания Центрального музея
Шестой зал — это музей в музее, где проводятся выставки кораблестроения разных времён. На постоянной основе демонстрируются подарки, сделанные крейсеру разными делегациями.
Зал № 7 — зал открытого хранения
Документальные отчеты и фотографии морских соборов Санкт-Петербурга образуют экспозицию седьмого зала. До нашего времени сохранился иконостас, который находился на «Авроре» в первые годы её жизни.
Залы № 8 и 9 — история медицины на русском флоте
В восьмом и девятом залах расположены копии кабинета судового врача и операционной во время Русско-японской войны. Атмосфера того времени передаётся предметами мебели, медицинского оборудования и обмундирования. К примеру, здесь представлена реплика рентгеновского аппарата, который был применен на «Авроре» в ходе Цусимского сражения.
Где находится крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге и как до него добраться
Музей расположен на Петроградской набережной, 2.
От ближайшей станции метро «Горьковская» можно доехать на трамваях № 6 и 40, от «Площади Ленина» — на трамвае № 6.
Из центра Петербурга от метро «Невский проспект» доезжаем на автобусе № 49, остановка на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
С 1 сентября по 31 мая музей работает со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00, в летнее время — с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15. Выходные дни в музее — понедельник, вторник.
Стоимость входного билета на основную экспозицию составляет 500 рублей для граждан Российской Федерации и СНГ, и 300 рублей для льготной категории граждан РФ. Вход для детей до семи лет при наличии свидетельства о рождении бесплатный. Для иностранных граждан вход 800 рублей.
Прогуляться по самому сердцу Питера: увидеть и обомлеть
Заключение
Посещение легендарного крейсера в Санкт‑Петербурге — это не только возможность пройтись по тиковой палубе и позвонить в корабельную рынду, но и настоящее историческое путешествие в прошлое России XX века, экскурс в морскую военную жизнь. Местные гиды поделятся малоизвестными фактами об этом уникальном корабле и более подробно расскажут об экспонатах музея.