За свои 700 лет колокольня Ивана Великого пережила многочисленные перестройки и преобразования. Её разрушали до основания, восстанавливали и снова повреждали пулями. И всё-таки сегодня мы можем видеть колокольню почти такой, какой она была создана много веков тому назад.
Композиционный центр Кремля
Колокольня Ивана Великого — часть архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Её собственный архитектурный ансамбль составляют столп колокольни «Иван Великий», Успенская звонница и Филаретова пристройка.
Он разделяет ансамбли Ивановской и Соборной площадей, служит композиционным центром Кремля в целом и, как самая высокая постройка, — звеном, объединяющим древние храмы на его территории.
История колокольни
Церковь Иоанна Лествичника
Её история началась в 1329 году, когда на Боровицком холме построили небольшую церковь. Считается, что московский князь Иван Калита дал обет поставить храм, если поход на Псков пройдёт без потерь.
Церковь назвали в честь Иоанна Лествичника, византийского богослова VI–VII веков, автора трактата «Лествица». Она простояла больше 170 лет. При Симеоне Гордом, сыне Ивана Калиты, для неё отлили пять колоколов и украсили её росписью.
Новый храм и колокольня высотой 60 метров
Совершить познавательное путешествие по историческому центру столицы
Иван Великий
На рубеже XVI–XVII веков Борис Годунов решил построить в Кремле храм Всех Святых, призванный объединить все кремлёвские соборы. В осуществлении задуманного участвовал русский зодчий Фёдор Конь. Здание выросло до 81 метра, теперь это было самое высокое сооружение в Москве. Тогда его и назвали «Иван Великий». Кроме того, позолотили купол и крест, а также позолоченными медными буквами сделали надпись, прославляющую правление династии Годуновых. Когда Борис Годунов умер, а его сына Фёдора убили наёмники Лжедмитрия, эту надпись заштукатурили и восстановили долгие годы спустя только по приказанию Петра I.
Рождественский храм
В 1540-е годы с северной стороны храма построили прямоугольную звонницу. Архитектором был итальянец Петрок Малый. Есть версия, что это на самом деле была церковь Воскресения Христова. Она была одноглавой и лишь немногим ниже колокольни.
У западной стены храма пристроили арочную звонницу, и в 1554–1555 годах туда перенесли престол церкви Рождества Христова, поэтому весь храм тогда назывался Рождественским.
Филаретова пристройка
Архитектурный ансамбль
К концу XVII века сформировался архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого. Это был уже один из главных символов Москвы. Колокольню использовали как дозорную башню, так как с неё приближение неприятельских войск было видно уже за 30 километров.
Колокола «Ивана Великого» несли благую весть москвичам. Родился ли наследник престола, всходил ли на трон новый государь, одержана ли победа в битве — звон колоколов разносился по всей Москве. Тогда и стали говорить — «во всю Ивановскую».
«Сестра» колокольни Ивана Великого
Когда пришёл Наполеон
В 1812 году солдаты Наполеона разграбили вместе с Кремлём и колокольню. В ней разместился штаб французского генерала Лористона, а Наполеон, приняв позолоченный железный крест на вершине колокольни за золотой, приказал его снять. Об этом событии существует несколько легенд. По одной из них, снимать крест мешала стая ворон. По другой — не было желающих лезть на такую высоту, пока не отыскался один предатель. Он снял крест, но когда Наполеон понял, что никакого золота нет, приказал предателя расстрелять. Как бы то ни было, а для москвичей снятие креста символизировало потерю Москвы. Его обломки в марте 1813 года нашлись под снегом около Успенского собора.
Французы подожгли Москву и заминировали Кремль. Успенская звонница и Филаретова пристройка погибли, а колокольня устояла, но получила трещину.
Работа архитекторов
После войны звонницу и пристройку восстановили архитекторы Доменико Жилярди, Иван Еготов и Луиджи Руски. На колокольне установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый золочёной медью. На верхней перекладине вырезали слова «Царь Славы».
В середине XIX века у западного фасада звонницы пристроили крыльцо, спроектированное Константином Тоном.
Революционные и военные годы
Колокольня снова пострадала во время вооружённого восстания 1917 года. А звон её колоколов москвичи слышали в последний раз на Пасху и Успение в 1918 году — этому способствовал патриарх Тихон.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Успенской звоннице размещался командный пункт Кремлёвского полка.
Колокольный звон и музей
Только на Пасху 1992 года возобновились колокольные звоны в Кремле. Колокола возвращали к жизни постепенно, после экспертиз и регулировок. В наше время колокольный звон разносится над столицей во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов.
В начале XXI века колокольню отреставрировали, а в Международный день музеев 2009 года здесь открыли Музей истории Московского Кремля и смотровую площадку. И в наши дни, как и века назад, отсюда видно нашу столицу, ещё более прекрасную и сильную.
Архитектура
Увидеть главные достопримечательности Кремля
Колокольня
Колокольню характеризуют лёгкость и стройность композиции, в основе которой — ярко выраженная ступенчатость: каждый следующий ярус меньше предыдущего в диаметре и высоте.
Луковичную главу из золочёной меди поддерживает цилиндрический барабан, возведённый ещё в 1600 году. В основании главы — декор из килевидных кокошников, между которыми поставлены островерхие фронтоны. Кокошники в нижнем ряду позолочены и украшены рисунком в виде золотых звёзд.
Стены колокольни довольно объёмные — в нижнем ярусе пять метров, в среднем — два с половиной. Из-за этого внутренние помещения небольшие.
Снаружи она декорирована угловыми лопатками, неглубокими нишами и фигурными межъярусными карнизами. На барабане сохранилась золочёная надпись, сделанная при Борисе Годунове.
Успенская звонница и Филаретова пристройка
Доменико Жилярди, Иван Еготов и Луиджи Руска, восстанавливая разрушенные наполеоновским войском здания, старались сохранить их оригинальный вид. После взрыва от старой звонницы остался фундамент, заложенный ещё в XVI веке, и первый ярус, фрагменты стен которого использовали в новой постройке.
Фасад декорирован элементами, типичными для первой половины XIX века, но тем не менее перекликающимися с декоративными формами XVII.
Барабан в верхней части звонницы увенчан главой из золочёной меди. Нижняя гранёная его часть украшена двухъярусным поясом колонок со стрельчатыми арками. Окна в верхней части обрамлены колончатыми наличниками.
Ярусы звонницы объединяет лестничная клетка, которая примыкает к Филаретовой пристройке. У западного фасада построено крыльцо, его декор образован ширинками — квадратными углублениями в стене.
Архитектура пристройки аналогична архитектуре звонницы. Отличие — в живописном шатре, венчающем постройку. В основании шатра помещены резные декоративные элементы из белого камня.
34 колокола
Все колокола Ивана Великого — древние. Многие из них повредили во время войн, но позже перелили. В звонах некоторые из них не участвуют. Но каждый из них — произведение искусства колокольных мастеров и скульпторов прошлого, пусть имена не всех из них известны сегодня. Зато каждый из колоколов сохранил своё историческое название.
Например, Успенский — он весит больше 65 тонн, это второй по величине колокол после Царь-колокола.
Колокол Ревун известен не только тем, что его автор — Андрей Чохов, отливший ещё и Царь-пушку, но и тем, что во время звона в честь восхождения на престол Александра II, сорвался, пробил пять этажей и убил нескольких человек.
Медведь — самый древний из колоколов, был отлит в 1501 году и перелит в 1775-м. Мощный голос и низкое звучание определили его название. За голос получил название и колокол Лебедь.
Великопостный, или Семисотный колокол изготовил другой прославленный мастер-литейщик — Иван Моторин.
В украшении колоколов использованы и орнаменты с изображением святых, и скульптурные лики ангелов, и портреты членов императорской семьи, и рельефные иконы. Орнамент колокола Широкого похож на скань — ажурный узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.
Что можно увидеть
Сегодня в колокольне открыт музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции вы сможете посмотреть подлинные фрагменты белокаменного декора зданий Кремля, настолько древних, что о них известно только благодаря упоминаниям в летописях.
На первом этаже Успенской звонницы разместили выставочный зал. В нём можно увидеть произведения искусства из собрания как Музея Московского Кремля, так и из других отечественных и зарубежных музеев.
К смотровой площадке ведут 137 ступеней, и всем, кто преодолел их, открывается вид на Москву с высоты 25 метров.
Во время осмотра экспозиций, воспользовавшись аудиогидом, вы услышите об истории и архитектуре колокольни.
Как добраться
Архитектурный ансамбль находится в Московском Кремле на границе между Соборной и Ивановской площадями, рядом с Архангельским и Успенским соборами. Вход — через Кутафью башню.
Ближайшая станция метро — «Александровский сад». Также можно доехать до станций «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Охотный ряд».
Автобусом — до остановки «Метро «Библиотека имени Ленина».
Условия посещения
Колокольню можно посетить с 15 мая по 30 сентября, в зимний период она закрыта. Но в любом случае попасть в неё можно только при благоприятных погодных условиях.
В экспозиции можно фотографировать, но без вспышки и громоздкого оборудования.
Стоимость билета для всех одинакова — 350 рублей.
Заключение
Изучить историю и архитектуру главной достопримечательности Москвы