В Санкт-Петербурге около 800 мостов — они отлично вписаны в архитектурный ансамбль города и являются его отличительной особенностью. Многие из них появились очень давно и имеют собственную историю. В число таких входит Каменный мост. Расположенный на границе между Центральным и Адмиралтейским районами, он соединяет Казанский и Спасский острова.
История и факты
Канал Грибоедова, через который перекинут Каменный мост, раньше назывался Екатерининским. В 1952 году здесь построили деревянный настил — Средний мост. В 1776 году на его месте появился Каменный мост. Своё название он получил благодаря тому, что был одним из первых мостов в Санкт-Петербурге, выполненных из камня. До этого лишь Казанский мост был каменным, все остальные переправы строили из дерева. Несмотря на то, что в последующем в городе на Неве построили немало каменных мостов, такое название закрепилось только за этим сооружением.
Проект подготовил архитектор В. Назимов, контролировал процесс создания масштабного сооружения инженер И. Борисов.
Внешний вид
Эта переправа уникальна, так как до сегодняшних дней сохранила практически первозданный вид. Каменный мост — образец мостостроительного искусства 1760-х годов.
Это сооружение имеет один пролёт, его размер —15 на 20 метров. Свод моста построен из выборгского гранита, а устои из бутовой плиты. Облицовка выполнена в стиле «бриллиантового руста» — гладкие блоки из гранита смешаны с четырёхгранными. Такая декоративная деталь позволяет отполированному мосту сиять на солнце. Решётки и перила отлиты из чугуна и повторяют узоры ограждения на набережной канала.
В первоначальном проекте было четыре спуска к воде в форме полукруга. Однако в процессе очередного ремонта в 1824 году из-за плохого состояния их демонтировали.
С каждой стороны установлены металлические стойки с названием. Такие же таблички стояли на всех мостах культурной столицы, но в период Великой Отечественной войны были утрачены. Сохранилась лишь одна — на Каменном мосту. Она и послужила образцом, чтобы восстановить остальные.
Каменный мост имеет и пешеходную, и проезжую части. Люди могут ходить с двух сторон автомобильной дороги. В 1988 году было решено отделить проезжую часть от пешеходной: на мосту установили гранитный парапет — он немного выше автодороги.
Связь с Александром II
В 1880 году Каменный мост хотели взорвать — на нём революционеры планировали совершить покушение на Александра II. По задумке, в момент пересечения переправы царским экипажем должен был сработать детонатор взрывчатки. Однако из-за проблем, возникших в рядах приверженцев революции, дело сорвалось, и российский император выжил.
Существует две версии того, почему теракт не состоялся. Согласно первой, борцы за равноправие не смогли договориться о количестве динамита под мостом. Было высказано мнение, что установленной взрывчатки не хватит для уничтожения основания переправы, а лишний раз привлекать внимание незначительными повреждениями не стоит. Поэтому приняли решение и вовсе не взрывать мост, а покушение сорвалось.
По второй версии один из главных революционеров по имени Макар Тетёрка просто проспал. При этом подготовка велась очень активно: буквально на глазах прохожих и снующих повсюду полицейских в воду спустили динамит. Террористы сделали это под видом плотников, проверяющих конструкцию.
Это было уже шестым покушением на царя, пять предыдущих не увенчались успехом по счастливым случайностям. Не удалось и шестое.
Впрочем, Каменный мост всё равно сыграл решающую роль в жизни Александра II. В 1881 году государь погиб на берегу Грибоедовского канала. Когда проводилось следствие после смерти императора, в водоёме в районе Каменного моста обнаружили подушки, набитые взрывчаткой. Предполагается, что они находились там несколько месяцев.
Шикарная панорама
Каменный мост находится в живописном месте культурной столицы нашей страны. С него открывается панорама на канал Грибоедова и на исторические здания, расположенные на набережной. С этой переправы можно увидеть другую — пешеходный Мучной мост. Он установлен выше по течению канала. Если посмотреть вниз по течению канала, то можно увидеть ещё одно сооружение — Демидов мост.
Посмотреть на живописную архитектуру города на Неве и пешком прогуляться по знаковым местам
Курьёзный случай
Каменный мост примечателен своей арочной формой. Однако в начале XX века это привело к нестандартной ситуации. Из-за такой конструкции появившиеся в Санкт-Петербурге городские автобусы не могли преодолеть крутой подъём — не хватало тяги. Пассажиров просили выйти из автобуса у начала моста, а в конце снова запускали обратно.
Как попасть на Каменный мост
Буквально в полукилометре от Каменного моста расположена станция метрополитена «Садовая», в непосредственности близости — «Сенная площадь» и «Спасская». Каменный мост находится на пересечении Гороховой улицы и набережной канала Грибоедова. Можно дойти до него пешком от метро или доехать на общественном транспорте. Если вы предпочитаете пешие прогулки, то учитывайте, что выйти к каналу Грибоедова можно через Спасский переулок, по переулку Гривцова или по Гороховой улице.
Оставить позади суету и шум городских улиц, окунуться в историю Северной столицы на катере
Современные решения
В настоящее время Каменный мост — памятник архитектуры XVIII века, его охраняет государство. Как и другие важные мостовые сооружения, он находится в ведомстве ПАО «Мостотрест».
Последний капитальный ремонт Каменного моста произвели в 2017 году. Проект обновления реконструкции разработал инженер П. Хлопцев. Были улучшены устои, в границах проезжей части вставили монолитную железобетонную плиту. Также провели гидроизоляцию тротуаров и проезжей части. На границе между автомобильной и пешеходной зонами установили новое гранитное ограждение. Также специалисты отреставрировали гранитные элементы перил ограждения и моста.
Заключение
В Санкт-Петербурге много разнообразных сооружений, которые достойны внимания туристов. Каменный мост примечателен своей исторической ценностью. Местные гиды смогут рассказать вам об особенностях этой переправы, о нюансах строения и использования в настоящем. Воспользуйтесь их услугами, чтобы узнать обо всём максимально подробно.