Эрмитаж — один из величайших музеев мира, славящийся своими бесценными коллекциями от античного искусства до авангарда. Но среди его многочисленных сокровищ особое место занимает собрание картин импрессионистов. Работы Моне, Ренуара, Дега и их современников, когда-то подвергавшиеся критике за «незавершённость», сегодня считаются вершиной изобразительного искусства XIX века. Эти произведения не просто украшают стены музея, но и открывают новую главу в понимании того, как человек видит и ощущает мир. Как же получилось, что картины французских новаторов нашли свой дом в Петербурге? Почему импрессионизм, начавшийся как протест против академизма, занял место в коллекции, столь богатой шедеврами классического искусства? И, наконец, что делают эти произведения такими притягательными даже для современного зрителя? В этой статье мы исследуем все грани коллекции импрессионистов в Эрмитаже — от истории их появления до анализа ключевых работ.
Истоки импрессионизма: революция света и цвета
Импрессионизм зародился во Франции 1860–1870-х годов, когда группа молодых художников, недовольных строгими академическими канонами, решила писать картины не в мастерских, а на пленэре. Они вдохновлялись мгновением, светом, движением природы и городской жизни. Вместо исторических и мифологических сюжетов импрессионисты обратили внимание на повседневность, превращая обыденное в искусство. Основоположником жанра считается Клод Моне, чья картина «Впечатление» (от французского impression) и дала название новому течению. Рассматривая работы Моне после выставки 1874 года, Теодор Дюре написал: «Безусловно, именно особые качества картин Клода Моне впервые предложили термин «импрессионизм».
Едем на родину импрессионизма
Чем отличался импрессионизм
техникой мазков. Художники использовали короткие, энергичные мазки, чтобы создать эффект живого движения;
отказом от чёрного цвета. Для передачи теней использовались сложные цветовые сочетания, такие как синий, фиолетовый и зелёный;
открытостью формы. Вместо чётких линий картина выглядела почти «размыто», что вызывало эффект натуральности;
фиксацией мгновения. Импрессионисты стремились уловить изменчивость света и атмосферы, передавая не конкретику, а ощущение.
Это направление быстро завоевало любовь публики и в конечном итоге стало символом модернизации в искусстве.
Импрессионизм в России: путь к Эрмитажу
Влияние импрессионистов на искусство быстро распространилось по всему миру, включая Россию. В конце XIX — начале XX века русские коллекционеры стали активно приобретать работы французских художников. Благодаря их усилиям, картины импрессионистов оказались в России.
Роль коллекционеров: Щукин и Морозов
Сергей Щукин — текстильный магнат, который увлёкся современным искусством во время своих путешествий по Европе. Его коллекция включала работы Моне, Дега, Ренуара, а также постимпрессионистов, таких как Сезанн и Ван Гог. Иван Морозов — ещё один меценат, чей вклад в коллекцию был не менее значительным. Его собрание включало картины Писсарро и Сислея, известных своей поэзией природы. После революции 1917 года частные коллекции Щукина и Морозова были национализированы и стали частью музейных фондов. Большая часть произведений перешла в Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Едем к одному из самых одиозных художников
Распределение коллекции
В 1930–1940-е годы из-за экономических трудностей СССР часть собрания была продана за границу. Тем не менее, Эрмитажу удалось сохранить значительное количество работ, которые сегодня представляют важнейший раздел музея.
На третьем этаже главного музейного здания размещены полотна Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Анри Матисса.
Здание Главного штаба: новое пространство для импрессионизма
Сегодня импрессионисты и постимпрессионисты выставлены в здании Главного штаба на Дворцовой площади. Это современное музейное пространство с высокими потолками и оптимальным освещением, которое идеально подходит для работ, где свет и цвет играют ключевую роль.
Едем в сердце Санкт-Петербурга
Клод Моне: поэзия света
Моне называют «поэтом света» за его умение улавливать самые тонкие изменения в природе. «Дама в саду Сент-Адресс» — яркий пример раннего Моне, где уже виден его интерес к природной гармонии. «Утро на Сене близ Живерни» — работа из поздней серии, где река становится зеркалом для неба. Мазки Моне создают эффект мягкого тумана, как будто вы сами стоите у берега. В Эрмитаже хранится десять полотен Клода Моне. Но экспозиция может меняться.
Пьер Огюст Ренуар: праздник жизни
Ренуар писал сцены, наполненные теплом и радостью. Например, «Дама за туалетом» — картина, подчёркивающая красоту женской фигуры. Её мягкость и теплота словно переносят зрителя в уютное пространство. В Эрмитаже несколько картин художника, в частности, «Кафе-терраса в Нормандии» и «Дети в парке».
Эдгар Дега: искусство танца
Дега известен своими изображениями танцовщиц. Рисунок «Танцовщица у фотографа» — интимный и живой момент из закулисья балетного мира. Ещё одно известное полотно называется «Голубые танцовщицы». В Эрмитаже самая большая в России коллекция работ Дега — 11 картин и рисунков. К сожалению, большинство из них лежит в запасниках, выставляют редко, поскольку практически все они написаны пастелью, которая плохо переносит свет.
Камиль Писсарро и Альфред Сислей
Эти художники передают красоту деревенской жизни и городских улиц. «Бульвар Монмартр, весна» Писсарро — динамичный портрет парижской жизни. «Река под дождём» Сислея — меланхоличная и вместе с тем поэтичная работа. Искусствоведческий анализ: почему импрессионизм так важен?
Импрессионисты дали толчок модернизму, показав, что искусство — это не только форма, но и ощущение. Их работы напоминают нам, что красота может быть найдена в самых простых вещах — рассвете, прогулке по бульвару или игре света на воде.
Контраст с академизмом
Если классические художники стремились к совершенству форм и сюжета, импрессионисты искали неповторимость момента.
Цвет и эмоция
Каждый оттенок придаёт картине ритм и темп. Цвета вместе образуют гармоничную структуру, которая может значительно влиять на восприятие человека и менять взгляды и мысли человека. Цвет у импрессионистов — главный элемент выражения эмоций и настроений. Использование чистых красок делает картины поистине гипнотическими.
Эрмитаж
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, Главный штаб.
Время работы:
среда, четверг, воскресенье с 11:00 до 18:00, последний сеанс в 16:00.
вторник, пятница, суббота с 11:00 до 20:00, последний сеанс в 18:00.
Выходные дни — понедельник, 1 января и 9 мая.
Стоимость билета: 500 рублей (может меняться).
Заключение
Импрессионизм в Эрмитаже — это больше чем искусство. Это возможность прикоснуться к эпохе, когда художники научились видеть мир по-новому. Работы Моне, Ренуара, Дега и других напоминают нам, что жизнь состоит из мгновений, и каждое из них уникально. Осмотр этой коллекции станет настоящим путешествием в прошлое, которое учит нас ценить настоящее. А наши местные гиды не только расскажут историю каждой картины, но и помогут определиться со следующим путешествием.