Сооружение во Франции, которое называют Palais idеal — «Идеальный дворец», на самом деле мало похоже на то, что мы себе представляем при слове «дворец». Да и не дворец это совсем. Во-первых, построен он не в Средневековье, а на рубеже XIX и XX веков. А во-вторых, сделал это один человек — Фердинанд Шеваль, небогатый почтальон. В 2020 году французы отдали этому произведению искусства второе место в списке самых значительных памятников, а тремя годами ранее про его создателя сняли биографический фильм.
Жил-был почтальон
Жозеф Фердинан Шеваль жил в коммуне Отрив во Франции и ежедневно проходил по несколько десятков километров, чтобы разносить почту. В его деревне его считали слабоумным — он был молчалив и полностью погружён в себя. Ходьба позволяла ему путешествовать по своим собственным внутренним мирам. Было ли это последствие травмы после смерти первой жены или просто особенность его личности — неизвестно. Однако во время таких прогулок ему пришла идея о создании необычного здания, которую он посвятил часть своей жизни.
По дороге он начал искать камни необычной формы и складывать их около дома. Его вторая жена удивлялась, зачем её Жозеф ежедневно приносит столько камней. Со временем у пары родилась дочь. Шеваль задумал сделать ей такой подарок, который ещё ни один отец не делал своему ребёнку, — дворец, построенный собственными руками.
Начало строительства
Сам Шеваль рассказывал, что о первый камень он просто споткнулся. С каждым разом их количество становилось всё больше. У Шеваля не было желания ни у кого просить помощи, и он решил стать и строителем, и архитектором, и дизайнером и, наконец, прорабом при строительства дворца.
Проект потребовал не только физических, но и материальных затрат: на строительство «идеального дворца» было потрачено его двухгодичное жалованье почтальона, а также приданое жены.
Вдохновляли его открытки с изображениями различных красивых мест, которые в то время пересылали друг другу жители Франции. Будучи почтальоном, Шеваль имел доступ к открыткам и отмечал для себя самые запоминающиеся образы, которые потом стали частью его дворца.
Национальная гордость
Шеваль строил замок по вечерам после работы и во время выходных. Он тратил на это все свободные деньги. Соседи, которые и раньше считали его странным, сначала приняли такое поведение за проявление крайнего сумасшествия.
Дворец был готов спустя 33 года после начала строительства — к тому моменту его создателю было далеко за 70. Это было великолепное сооружение, не похожее ни на одно строение во Франции, — именно поэтому 1969 году его внесли в список исторических памятников.
Дворец чудом не пострадал во время немецкой оккупации, и с тех пор количество туристов, которые стремятся увидеть дворец, исчисляется десятками тысяч. А за последние пять лет — сотнями.
Ещё одна национальная гордость Франции — город Шартр, где есть очень красивые соборы в готическом стиле.
В чём красота «идеального дворца»?
Сложно описать облик дворца Шеваля с первого раза: в его архитектуре есть отсылки к библейским мотивам, истории древних цивилизаций и мифологии. В целом, это здание собрано из разных каменных фигур — в виде животных, растений, геометрических фигур и не только.
Основной материал строительства — камень — Шеваль крепил с помощью металлической арматуры и специального связующего раствора. Многие элементы дворца украшены надписями — Шеваль вырезал их, чтобы с помощью поэзии описать свой замысел.
Четыре фасада замка
Первоначально Шеваль намеревался назвать свой замок Храмом природы. Главный восточный фасад замка, где изображены представители экзотической флоры и фауны, он начал строить первым. На него ушло около 20 лет — и всё из-за сложности конструкции. На стенах Шеваль изобразил растения, выкопал настоящий бассейн, который назвал «Источник жизни», а также соорудил водопад — «Источник мудрости». С восточной стороны также находятся храмы — Египетский и Индуистский, а также статуи Цезаря и Архимеда.
Западный фасад получился более строгим: его Шеваль украсил маленькими копиями религиозных архитектурных объектов. Также там можно увидеть небольшой каменный средневековый замок. В северной и южной части автор изобразил разнообразие животного мира — крокодилов, пеликанов, оленей и других животных.
Многие современники Шеваля считали его недалеким человеком. Но проект показывает, что он обладал большой начитанностью и эрудированностью. Уже во время строительства дворца Шеваль познакомился со многими писателями и художниками, до которых дошла слава о его таланте. В 1904 году судьба свела его с путешественником Эмилем Ру Парассаком, благодаря которому и появилось название «Идеальный дворец».
Фигура творца
Многие задаются вопросом: как такую красоту создал человек, который ни раз не учился ни в одной академии изящных искусств. Сам Шеваль с гордостью повторял, что является крестьянином и сыном крестьянина и смог создать образы животных, которые видел только на открытках.
Несмотря на грандиозность замысла, при жизни Шеваля не получил ни большой славы, ни больших денег. После того, как власти отказали ему в том, чтобы он был похоронен в своём дворце, он построил рядом такой же красоты склеп. Это заняло ещё более семи лет. На одном из камней в своём идеальном дворце Шеваль написал:
Экскурсия по кладбищу может открыть с новой стороны истории жизни знаменитых людей. Предлагаем вам совершить увлекательную прогулку.
Заключение
Известность пришла к Шевалю только посмертно. В 1930-е годы творческий гений почтальона оценили художник Пабло Пикассо и писатель Андре Бретон. Художественное сообщество признало дворец идеальным памятником наивного искусства, и сегодня он собирает сотни тысяч туристов. Дворец напоминает нам о силе воли человека в желании создать что-то прекрасное прежде всего для себя и любимых людей — даже если нет специального образования.
Симбиоз таланта, удачи и необходимой усидчивости сделал результат труда Фердинанда Шеваля достоянием Франции. Если вы хотите больше узнать о произведениях искусства этой страны, то предлагаем вам воспользоваться услугами персональных гидов.