XVIII век. На Тверской возвели дом — образец русского классицизма. С тех пор в нём побывали самые разные люди — от знаменитых поэтов до предпринимателей. В 1935 году в одной из квартир поселился Николай Островский — автор романа «Как закалялась сталь». Сегодня мы предлагаем вам не только подняться в квартиру № 39, но и пройтись по остальным залам большого культурного центра, в которых постарались отразить многолетнюю историю дома и его жителей.
Об истории музея
Здание на Тверской создавали по проекту Матвея Казакова — архитектора, который работал над Царицынским ансамблем в Москве и Петровским путевым дворцом. Владелицей шикарного дома была Екатерина Козицкая, считавшаяся одной из самых богатых дам в стране. Чуть позже здание перешло к Анне — дочери Екатерины и Григория Козицких.
Анна тогда вышла замуж за Александра Белосельского-Белозёрского. У дипломата была дочь от первого брака по имени Зинаида, и именно она открыла двери дома на Тверской творческой интеллигенции. И без того роскошное жилище стало ещё богаче, когда на стенах появились подлинные картины живописцев с мировой славой. Зинаида превратила дом в литературный салон, который с удовольствием посещали Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Пётр Вяземский и другие именитые поэты, литературные критики, писатели.
К 1898 году у дома появляется новый хозяин. Григорий Елисеев — успешный предприниматель — покупает здание и открывает в нём магазин-гастроном «Елисеевский». Здесь можно было легко приобрести бутылочку дорогого вина или редкие сорта сыра.
После Революции 1917 года история магазина не закончилась. На несколько лет его закрывали, однако в 1921 году он открылся вновь под названием «Гастроном № 1». При этом большую часть дома отдали под жилые помещения, так что уже в 1918 на верхних этажах появились квартиры.
Именно в такую квартиру переехал Николай Островский — ветеран Гражданской войны и талантливый писатель. К сожалению, в этом месте он прожил не больше года — в 1936 Островский скончался.
Прогуляться по району, где когда-то проходил Николай Островский, а также другие звёзды отечественного искусства
Экспозиция музея
Постоянная экспозиция центра делится на две тематических зоны: «Салон княгини Зинаиды Волконской» и «Мемориальная квартира Николая Островского».
Что интересного в салоне
Зинаида Волконская была не просто хозяйкой одного из самых популярных салонов Москвы. Её называли покровительницей искусства, и не просто так: она сочиняла музыку, превосходно пела, сама ставила оперы и играла в них, а также хорошо рисовала. Поэтому салон — это не просто место, где могла собраться творческая элита города, а отражение многочисленных талантов и интересов его владелицы.
Экспонаты, представленные в этом зале, тщательно отбирали, чтобы они наиболее точно передавали интерьеры XIX века. К сожалению, здесь мало вещей, которые застали прежнюю хозяйку, но предметы всё равно относятся к той эпохе.
Зал небольшой, но изящный: большие колонны, высокие потолки, картины на стенах, в том числе те, которые рисовала Волконская. За стеклянной перегородкой можно увидеть старую мебель — туалетный столик, сервант с сервизом и кресло, на спинке которой висит симпатичная шаль. Всё это — фрагмент женской комнаты как раз того периода, когда в доме жила Зинаида Волконская. Теоретически примерно так могла выглядеть её спальня.
В салоне хозяйка тоже устроила небольшой театр. Сцена тут есть до сих пор. Над её аркой находится латинская надпись, которая по-русски звучит так: «Смеясь говорить правду». Конечно же, на домашней сцене нередко блистала сама Зинаида Волконская. Сегодня в этой зоне висят её портреты и картины, которые она писала.
Литературному творчеству хозяйки посвятили отдельную витрину. Здесь можно увидеть не только произведения Волконской, но и открытки, а также маленькие портреты-кулоны.
Салон Зинаиды Волконской существовал чуть дольше четырёх лет. Но за этот короткий срок он стал одним из самых любимых мест творческого населения Москвы. Даже после того как Зинаида переехала в Италию, многие с радостью вспоминали вечера, проведённые в доме хранительницы искусств.
Идём в Мемориальную квартиру Островского
Когда Островский вместе с женой въехали в квартиру № 39, писатель уже тяжело болел. Но несмотря на это, он продолжал работать и именно здесь начал писать роман «Рождённые бурей». Знал он свою квартиру, скорее, по описанию жены: Островский потерял зрение ещё до переезда. Здесь было всё, что нужно: комфортная температура, шумоизоляция, три комнаты. Сегодня можно осмотреть две из них.
В квартире выглядит всё довольно скромно, но именно так, как было при жизни писателя. Спальня — место отдыха и труда Островского. В дальнем углу комнаты, возле окна, стоит рабочий стол. Писатель к тому времени уже не мог сидеть за ним, поэтому диктовал текст с кровати, расположенной возле стены. Рядом стоял музыкальный проигрыватель: Островский любил насладиться музыкой в минуты отдыха. Поразительно, что даже тяжёлая болезнь не помешала ему жить и трудиться. Он всегда говорил о том, что самое страшное для человека — лень, а не недуги. Работа не останавливалась ни на день. Островский намеревался успеть закончить свой роман, тем более что Союз писателей очень ждал произведение.
Вторая комната — своеобразная гостиная, в которой нередко бывали гости. В центре находится длинный стол, накрытый скатертью. Здесь же можно увидеть домашнюю библиотеку семьи Островских: на полках расставлено множество книг. У стены так же, как и в первой комнате, стоит кровать для писателя.
В гостиной собирались члены Союза писателей для плановых заседаний. В 1936 году Островский во время ноябрьской встречи объявил, что внесёт правки в роман в течение месяца. Писатель сдержал своё обещание. И уже в декабре Островский ушёл навсегда.
В музее есть множество памятных фотографий. На одной из витрин можно увидеть гитару, на которой любил играть писатель. Есть экспонаты, посвящённые роману «Как закалялась сталь»: издания на разных языках, постеры.
Заключение
Музей Островского открыли в 1940 году. С годами о нём начали забывать, как и о творчестве писателя. Но, к счастью, в музейное пространство снова вдохнули жизнь. Экспозицию расширили, отразили в ней прошлое дома на Тверской, изменили даже название. Сегодня центр «Интеграция» — это место, миссия которого заключается в интеграции истории и культуры страны в повседневные будни жителей столицы. Благодаря музею память об Островском живёт и сегодня.