Ферапонтов Богородице-Рождественский Мартинианов мужской монастырь расположен в Вологодской области на возвышенности между двумя озёрами — Бородаевским и Паским, которые соединяет небольшая река Паска. В настоящее время этот монастырский комплекс — памятник архитектуры Вологодской области и включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его территории расположен музей — филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Также здесь есть архиерейское подворье Вологодской митрополии, что подчёркивает важность этого места в духовной жизни региона. Мы расскажем об истории монастыря, о его значимости и уникальности.
История
Ферапонтов Белозерский монастырь, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, расположен в 18 километрах от Кириллова в Вологодской области. Эта обитель — выдающийся памятник архитектуры и истории, сохранивший уникальные стенописи XIV–XX веков и архитектурные сооружения XV–XVII веков.
Изначально Ферапонтов монастырь был небольшим и удалённым, но со временем стал важной остановкой на торговом пути на Север, привлекая паломников, направлявшихся в Соловецкий монастырь.
В XVII веке в эту обитель сослали патриарха Никона, который провёл здесь десять лет, прежде чем его перевели в Кирилловский монастырь, где он и умер. Также в разные времена здесь находились в ссылке митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва и святитель Арсений Мацеевич, который стал жертвой расправы по указу императрицы Екатерины II.
На протяжении четырёх столетий монастырь был мужским. В 1798 году его закрыли, в XIX веке он стал приходом Ферапонтовской волости. Монашескую жизнь возродили в 1904 году, тогда монастырь стал женским. Статус мужского он вернул себе только в 2018 году, согласно решению Священного Синода.
С восстановлением монашеской жизни в начале XX века к обители проявила интерес Императорская археологическая комиссия, что привело к началу масштабных реставрационных работ под руководством академика архитектуры Петра Петровича Покрышкина. В результате были тщательно сохранены исторические здания, а также проведены работы по укреплению фундаментов и восстановлению сводов храмов.
В 1974 году в помещениях монастыря создали Музей фресок Дионисия. С 1981 года в обители уделяют особое внимание контролю температурно-влажностного режима, чтобы сохранить уникальные росписи для будущих поколений. Ранее изменения погодных условий могли привести к ограничению доступа посетителей в храм. В настоящее время здесь установлены специальные датчики и система тёплого пола. Это позволяет отслеживать состояние фресок.
Вдохновиться аутентичным зодчеством и потрясающей историей
Гармония архитектуры и ландшафта
Каменный комплекс Ферапонтова монастыря начали строить в конце XV века. Основная концепция ансамбля заключается в раскрытии темы Боговоплощения через архитектурные и живописные элементы.
Ключевое сооружение — собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый в 1490 году на месте прежней деревянной церкви. Это первый каменный храм на Русском Севере. Все внутренние помещения украшены великолепными росписями мастера московской иконописной школы Дионисия, которые сохранились в прекрасном состоянии.
В состав монастырского ансамбля также входят церковь Благовещения с Трапезной палатой, Казённые палаты, церковь преподобного Мартиниана и колокольня.
В целом монастырский ансамбль выделяется своей гармонией и согласованностью архитектурных элементов, созданных в разные эпохи, что объединяет их в единое целое. Особенно впечатляюще его архитектура выглядит на фоне практически неизменного с XVII века окружающего пейзажа.
Собор Рождества Богородицы
Храм возвели в 1490 году на месте, которое преподобный Ферапонт освятил для деревянной церкви, построенной в 1408 году. В те времена возведение каменных храмов на Севере было редкостью. Даже в более известном и богатом Кирилловом монастыре лишь через семь лет после этого построили каменный Успенский собор.
Собор Рождества Богородицы — это традиционное для московской архитектуры строение: крестово-купольное, с четырьмя столпами, кубической формы и тремя апсидами. Под скатной крышей расположены закомары и барабан, на котором раньше имелась главка над приделом святителя Николая. Собор также имел звонницу, остатки которой сейчас входят в состав северной паперти. Фасады и барабан украшены кирпичными узорами.
Автор росписей храма — знаменитый мастер Дионисий с сыновьями. Его авторство подтверждает надпись на северной стене, где указано, что роспись начали 6 августа 7010 года (1502 год) и завершили 8 сентября, к празднику храма. Удивительно, что масштабную работу, в результате которой расписали 600 квадратных метров внутреннего пространства собора, выполнили всего за 34 дня. В надписи также говорится: «А писцы Дионисий иконник со своими чадами».
Дионисий применял смешанную технику — как фрески (на влажный грунт), так и темперу. По преданию, для создания красок он частично использовал разноцветные минералы, найденные в окрестностях монастыря.
Схема росписей традиционна: в куполе изображён Господь Вседержитель с архангелами и праотцами, в парусах — евангелисты, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, на столбах — мученики и святители. В нижней части, над орнаментом, изображены семь Вселенских Соборов, в алтаре — Богоматерь с младенцем на престоле, в жертвеннике — Иоанн Креститель, а в диаконнике (также южный придел) — Николай Чудотворец.
Познакомиться с монастырями XIV-XVI веков на Кирилловском тракте
Как добраться
До села Ферапонтово можно доехать на автобусе из Вологды. В течение дня есть несколько рейсов, можно выбрать удобное время. Поездка займёт примерно два часа, нужно будет преодолеть расстояние в 118 километров.
Можно составить свой маршрут с заездом в Кириллов. Оттуда до Ферапонтово можно доехать на автобусе всего за пять минут. В день ходят один-два рейса.
Есть также автобусные рейсы из Череповца, оттуда нужно рассматривать маршруты в Вытегру или Кириллов.
Можно добраться до Ферапонтово из Вологды на автомобиле. Для этого следует ехать прямо по трассе А119 Вологда — Медвежьегорск.
Заключение
На протяжении четырёх столетий Ферапонтов монастырь служил значимым культурным и духовным центром региона. Особенность сохранившихся фресок в том, что они остались в своём первозданном состоянии, их никогда не реставрировали. Местные гиды с удовольствием расскажут вам обо всех особенностях монастыря и его истории.