Чуйский тракт — одна из самых живописных и исторически значимых дорог России. Легендарный маршрут — это не просто дорога, это путь, который рассказывает историю освоения Алтая и показывает его природу и традиции. Мы расскажем, где стоит побывать и что посмотреть, пока едете по «дороге жизни и смерти».
Дорога жизни и смерти
Часть федеральной трассы Р-256 протяжённостью 968 километров соединяет Новосибирск с Горно-Алтайском, проходя через Бийск, затем тянется через горные перевалы и степи Алтая и заканчивается на границе с Монголией.
Один из древнейших торговых путей, связывающий Сибирь с Центральной Азией, называют «дорогой жизни и смерти». Многие благодаря Чуйскому тракту сколотили капитал, но многие сгинули без следа на его поворотах. Этот путь связал воедино трагедию и красоту, жизнь и смерть.
Изначально на этом месте на протяжении длительного времени существовал Мунгальский тракт, о котором упоминали китайские хроники тысячелетней давности, — тропа, которую использовали древние купцы и воины.
Освоение Чуйского тракта началось в 1756 году с присоединения южных алтайцев к Российской империи. Торговля на реке Чуе активизировалась благодаря ежегодным паломничествам тюрбенцев с монгольским войском к священному дереву в урочище Байхач. Местные жители присоединялись к паломникам для обмена товарами. Русские купцы, стремясь избежать посредников среди теленгитов, начали самостоятельно отправляться в Чуйскую степь. К середине XIX века русские обзавелись складами и вели активную торговлю.
Тракт того времени — это узкая тропа с опасными скальными участками. Отсутствие колёсной дороги затрудняло торговлю и связи Российской империи с Центральной Азией, поэтому в 1860–1890 годах решили его обустроить. Основное строительство начали в 1901 году, и в 1902–1903 годах вьючную тропу преобразовали в колёсную дорогу, которая быстро пришла в упадок.
Летом 1914 года экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова изучала новые маршруты вдоль реки Катунь, и к концу 1916 года был выбран современный маршрут.
26 мая 1922 года Чуйский тракт стал дорогой государственного значения, в 1925 году автомобили Госторга впервые проехали по всей трассе, а в 1930-х годах тракт улучшили: покрыли гравием и заменили паромные переправы мостами. Работы выполняли местные жители и заключённые в тяжёлых условиях.
1 января 1935 года тракт официально сдали в эксплуатацию. С 1961 года он стал частью автодороги от Новосибирска до Ташанты. В середине 1980-х годов произошло последнее коренное переустройство, а в 2019 году открыта новая двухуровневая развязка в Майминском районе.
Инфраструктура на маршруте
Инфраструктура Чуйского тракта развита достаточно хорошо. На маршруте есть:
заправки, расположенные в крупных населённых пунктах;
кафе, которые встречаются в посёлках и туристических зонах;
смотровые площадки, оборудованные на самых живописных участках;
гостиницы и другие места для размещения — гостевые дома, виллы и туристические базы.
Больше всего удобств расположено на отрезке до перевала Чике‑Таман.
Поедем по легендарному тракту
Интересные факты
26 мая 2022 года Чуйскому тракту исполнилось 100 лет.
Чуйский тракт — единственная российская трасса, вошедшая в рейтинг десяти самых красивых автодорог мира журнала National Geographic.
Тракт тянется через четыре климатических зоны — от лесостепи до высокогорной пустыни. Их все можно проехать за один день.
На Чуйском тракте в 1936 году силами заключённых построили первый в СССР двухцепной висячий мост Ининский. Автором проекта выступил студент Сергей Цаплин.
Во время Великой Отечественной войны по тракту шли караваны верблюдов, доставляя гуманитарную помощь советским бойцам.
Самый первый водитель, преодолевший Чуйский тракт, — Николай Михайлов. В 1925 году он проехал на легковой машине с тентом.
У Чуйского тракта есть свой гимн — «гимн чуйских шофёров», написанный Михаилом Михеевым.
В фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» часть сюжета закручена вокруг Чуйского тракта, а главный герой — водитель Павел Колокольников.
Про Чуйский тракт снял документальную ленту «То, что во мне» музыкант Гарик Сукачёв.
Ощутим степные просторы
Интересные места Чуйского тракта
Помимо природных красот, на протяжении всего путешествия вам встретится множество интересных достопримечательностей.
Музей Чуйского тракта
Музей, расположенный в Бийске, рассказывает об истории строительства дороги и её роли в развитии региона. Здесь можно увидеть старинные карты, фотографии и инструменты, использовавшиеся при строительстве, советские машины, первыми проехавшие по тракту и даже макет самого Чуйского тракта.
Гора Чёртов Палец
Необычная скала, напоминающая палец, стала популярным местом для фотосессий и легенд. Одна из них гласит, что Чёртов Палец возник в результате эпической битвы между могучим богатырём Куюмом и коварным злодеем по имени Чёрто. Ночь была полна гремящих ударов и яростных криков, когда два противника сражались за судьбу мира. С первыми лучами солнца верный конь богатыря, обладая невероятной силой, вбил копытами врага в землю так сильно, что лишь его палец остался виден на поверхности.
Место не только привлекает туристов, но и является объектом интереса для эзотериков и искателей тайн. Многие считают, что здесь находится особая энергетическая зона, где можно ощутить мощный поток космической энергии, способный зарядить дух и тело.
Погрузимся в мистику Древнего Алтая
Манжерок
Известен озером и канатной дорогой, ведущей на вершину горы Малая Синюха. Сюда приезжают любители горных лыж. Канатка работает и в летнее время, поднимая туристов на вершину горы, где можно побродить по экотропам парка «Хранитель Большого Алтая». В его оформлении отразились сюжеты эпоса «Маадай-Кара».
Чергинский зубрятник
Здесь можно увидеть зубров в естественной среде обитания. Оборудован питомник в селе Чегра в 1980-х годах. На сегодняшний день на 500 гектарах леса и лугов проживают около 50 животных.
Калбак-Таш
Древнее святилище с наскальными рисунками расположено в Горном Алтае. На гладких скальных поверхностях здесь можно увидеть более 3500 изображений — свидетелей культуры и быта людей, населявших эти земли. Самые старые из этих рисунков датируются VI–IV тысячелетиями до нашей эры, тогда как более поздние работы появились в период с 1000 по 700 годы до нашей эры.
Один из наиболее известных петроглифов изображает двух человек, держащихся за руки. Многие верят, если встать перед ним и произнести клятву в вечной дружбе, это поможет укрепить отношения между людьми. Кроме того, на скалах можно увидеть сцены охоты с изображением хищников, нападающих на свою добычу, а также рисунки колесниц и охотников на оленей.
Увидим первобытное искусство
Святилище Адыр-Кан
Место силы, почитаемое местными жителями. Здесь на гладких скальных поверхностях сохранилось около ста петроглифов, датируемых периодом от III–I тысячелетий до нашей эры до VIII–III веков до нашей эры. Эти изображения, как и в Калбак-Таше, отражают повседневную жизнь и охоту древних людей. Однако среди них можно встретить и более редкие мотивы, такие как изображение змеи, что не так часто встречается на наскальных рисунках Горного Алтая.
В этом святилище находится уникальная стела, известная как воин Адыр-Кан. Это каменный столб высотой около 1,5 метра и шириной примерно 40 сантиметров с чётким изображением лица, меча и лука. Это одна из немногих стел, сохранившихся на своём историческом месте и не перемещённых в ходе археологических исследований. Монумент, возведенный примерно две-три тысячи лет назад, продолжает вызывать вопросы у учёных относительно своего назначения и символики.
Наполнимся силой в самом заряженном месте России
Памятник Кольке Снегирёву
Память о легендарном шофёре, ставшем символом Чуйского тракта, про которого поётся в «гимне шофёров», увековечен в памятнике, расположенном на 744 километре дороги. Монумент выполнен в виде двух автомобилей.
Водопад Ширлак (Девичьи Слёзы)
25‑метровые струи видны с дороги. Летом зрелище завораживает. Проезжающие туристы и дальнобойщики набирают воду из Ширлака с собой в дорогу. Говорят, вода очень вкусная. А зимой здесь часто тренируются альпинисты.
Путешествуем к водопадам Алтая
Гейзерное озеро
Уникальное озеро с бьющими из-под земли источниками прославилось благодаря ярким цветным разводам на поверхности. Круги различных размеров, окрашенные в голубые и бирюзовые цвета, появляются здесь постоянно. Интересно, что, несмотря на своё название, в этом водоёме нет гейзеров. Он наполняется за счёт подземных источников, которые разбавляют глину, создавая тем самым уникальные узоры на поверхности. Купаться здесь неудобно. Дно покрыто глиной и водорослями. Проход к озеру возможен только через турбазу по билету.
Увидим уникальное озеро своими глазами
Горы Кызыл-Чин
Кызыл-Чин, известный как «радужные горы» Алтая, представляет собой удивительное геологическое образование. Около пяти-шести миллионов лет назад эта территория была дном обширного Чуйского озера. Легенды гласят, что на этом «Алтайском Марсе» можно обнаружить окаменелости, сохранившие тайны древнего мира.
Ландшафт Кызыл-Чина поражает цветовым разнообразием. Хотя красный цвет преобладает, здесь можно увидеть и множество других оттенков — от фиолетового до терракотового и жёлтого. Это многообразие связано с присутствием различных минералов, таких как марганец, гематит и кварц.
Побываем на алтайском Марсе
Заключение
Каждый километр Чуйского тракта открывает что-то новое — древние святилища, горные перевалы, степи и реки. Это место, где природа и история переплетаются, создавая уникальный маршрут, который стоит посетить каждому, кто любит путешествия и открытия. А наши местные гиды подберут для вас интересные маршруты по пути следования.