Облик одного из самых величественных городов мира создавали не только русские архитекторы, но и мастера, которых императоры «выписывали» из-за границы. Именно они руководили первыми работами, создавали планировку города и его районов и проектировали известные нам памятники архитектуры. Читайте в нашем материале, кто построил Питер, который мы знаем.
Архитекторы XVIII века
Доменико Трезини
Доменико Андреа Трезини, швейцарский архитектор итальянского происхождения, стал первым зодчим нового города Санкт-Петербурга, который Пётр I задумал построить на Неве. Он приехал в Россию по приглашению царя и практически сразу занялся своей основной задачей. Трезини возглавлял команду архитекторов, чертил городские планы, занимался каменными зданиями основных улиц, создал проект реконструкции Петропавловской крепости, которая до этого была деревянной, и собора на её территории. Считается, что Доменико Трезини стал автором архитектурного стиля «петровское барокко», в котором пышное убранство, характерное для настоящего барокко, сочеталось с симметрией форм и чёткими линиями.
Побывать в старинной крепости, которая не видела сражений
Жан‑Батист Леблон
Жан-Батист Леблон родился во Франции, его в Россию также пригласил Пётр I. В 1716 году царь назначил его главным архитектором Санкт-Петербурга, и эту должность Леблон занимал до своей смерти в 1719 году. Он разрабатывал генеральный план города и вместе с другими архитекторами проектировал Летний сад и Марсово поле. Ещё Леблон участвовал в строительстве Петергофа, в том числе отделывал там любимую загородную резиденцию Петра — дворец Монплезир, который строили Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. По задумке царя, невысокая постройка на самом берегу Финского залива должна была напоминать корабль, он сам делал рисунки и чертежи для будущего дома. Интерьеры дворца украсили дубовыми панелями, мраморной плиткой и скульптурами, потолки красочно расписали. Со времён Петра отделка ни разу не менялась.
Франческо Растрелли
Франческо Растрелли тоже переехал в Россию при Петре I, но вместе с отцом, придворным архитектором французского короля Людовика XIV. Растрелли пошел по стопам отца и тоже стал возводить здания — уже в Петербурге. Он стал обер-архитектором — то есть главным — при императрице Анне Иоанновне, а потом и при Елизавете.
Растрелли перестроил главную резиденцию Романовых — Зимний дворец, — спроектировал Екатерининский дворец в Царском Селе и начал строительство Смольного собора, однако не успел закончить его из-за собственной кончины. Великого архитектора считают основоположником стиля елизаветинского барокко, который объединял в себе классическое барокко, некоторые элементы классицизма, мотивы рококо и детали из традиционного русского зодчества. Здания, которые строил Расстрели, отличаются пышным декором: позолотой, узорами, цветочными и растительными барельефами и рокайлями — французскими украшениями в виде ракушек.Увидеть любимую резиденцию трех российских императриц
Василий Баженов
Василий Баженов, один из самых известных архитекторов России, создавал свои проекты в эпоху Екатерины II: по распоряжению императрицы он начинал перестраивать в Москве Большой Кремлёвский дворец и возводить её резиденцию в Царицыно. Однако ни та, ни другая работа не были завершены — тоже по распоряжению Екатерины.
В Санкт-Петербурге уже для нового императора, Павла I, Баженов разработал проект Михайловского замка в стиле русского классицизма — строгого величественного здания с куполом и башней с флагштоком.
Познакомиться с бытом и убранством аристократических домов
Архитекторы XIX века
Андрей Воронихин
Андрей Воронихин родился крепостным и принадлежал графу Александру Строганову. Однако тот отметил талант крестьянина к рисованию, отправил его учиться в столицу, а после и дал вольную. Сначала Воронихин расписывал церкви и восстанавливал старинные фрески, писал картины, а потом начал создавать архитектурные проекты. Он перестроил дворец графа Строганова на Невском проспекте и возвёл в Северной столице одну из самых известных достопримечательностей — Казанский собор, полукружие которого украшает колоннада из 94 колонн. Чтобы построить столь монументальное сооружение, архитектор вначале изготовил модель храма, которую проверяли на прочность. Собор возводили целых десять лет — с 1801 по 1811 годы. Также Воронихин построил в Санкт-Петербурге Горный институт с классицистическим портиком и двумя скульптурными группами по бокам от входа. Их создали Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.
Жан Тома де Томон
Жан Тома де Томон сначала был известен как художник: он писал акварелью и маслом пейзажи и городские виды. Доподлинно неизвестно, получил ли Томон архитектурное образование, но на родине, во Франции, он точно вращался в среде зодчих. Художник приехал в Россию в 1800 году, и практически сразу император Александр I поручил ему реконструкцию Большого театра, а после сделал придворным архитектором.
В Санкт-Петербурге Жан Тома де Томон построил здание Биржи. Проект передали ему из-за того, что работа предыдущего главы строительства, Джакомо Кваренги, не устроила инвесторов. В итоге Томон разработал не только план самого здания в стиле античного храма, но и всей стрелки Васильевского острова со сквером и Ростральными колоннами, которые украсили статуями морских божеств.
Карло Росси
Карло Росси родился в Италии, а в Россию приехал вместе с родителями. Сначала будущий архитектор создавал проекты ваз и настольного декора на Императорском фарфоровом заводе, потом строил и реконструировал здания в Москве и Твери.
Первые крупные проекты молодому архитектору поручил император Александр I. Именно при нем Карло Росси стал популярным специалистом с высочайшими, даже по мировым меркам, расценками.
В Санкт-Петербурге архитектор перестраивал резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора, возводил здание Михайловского дворца, Александринского театра и Публичной библиотеки. Кроме того, он создал современный вид Дворцовой площади: замкнул её с обратной стороны полукруглым зданием Главного штаба со знаменитой аркой.
Огюст Монферран
Огюст Монферран родился во Франции, поступил учиться на архитектора, но вскоре его призвали в наполеоновскую армию. После ранения Монферран вернулся в Париж и продолжил учебу. Во время визита Александра I во Францию он преподнес императору свои проекты, и тот пригласил молодого архитектора в Санкт-Петербург.
В столице России Монферран проектировал особняки для знати, а ещё возвёл Исаакиевский собор. Здание строили почти 40 лет, и все это время архитектор руководил работами и трудился над оформлением интерьеров — росписями и другим декором. Также по поручению уже нового императора, Николая I, Огюст Монферран установил на Дворцовой площади Александровскую колонну — как символ величия и победы над Наполеоном. И колонну, и камни для ее фундамента вырубили из одной гранитной скалы на территории Финляндии и перевезли на специальном судне. Фигуру ангела, которая увенчала постамент, выполнил скульптор Борис Орловский.
Монферран считается основоположником эклектики — стиля, при котором в одном здании сочетались архитектурные элементы самых разных направлений.
Архитекторы XX века
Леонтий Бенуа
Петербургский архитектор Леонтий Бенуа окончил Императорскую академию художеств, получил в 1892 звание профессора и начал преподавать. Параллельно он создавал проекты для Санкт-Петербурга и его окрестностей. Одно из известных зданий работы Бенуа — перестроенная Придворная певческая капелла неподалеку от Дворцовой площади. Также он проектировал по заказу Первого российского страхового общества доходный дом. Над зданием в стиле неоклассицизма трудились Александр Гунст, а также Леонтий, Юлий и Альберт Бенуа, так что оно получило неофициальное название Дома трёх Бенуа. Строение закончили только в 1914 году, на тот момент это был самый массивный жилой комплекс в столице. Здесь было 25 парадных и 12 дворов, работала своя электростанция и котельная. Комплекс оснастили всеми возможными техническими новинками — телефонами и лифтами, электричеством и паровым отоплением. А декорировали колоннами и скульптурой.
Узнать, для чего их строили и кому сдавали
Александр Гегелло
Александр Гегелло переехал в Санкт-Петербург из Екатеринослава (сегодня — Днепр, Украина). В 1923 году окончил Академию художеств и получил диплом архитектора-художника. Он стал авторов ленинградских памятников конструктивизма. Это архитектурное течение появилось после революции и отличалось монументальными и новаторскими для тех лет формами и практически полным отсутствием декора. Конструктивисты выводили на первый план функциональность любого здания. За дворец культуры им. Горького (сегодня — Дворец искусств Ленинградской области) ведущий архитектор Александр Гегелло получил в 1937 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже. А всего он создал более 300 проектов зданий и сооружений.
Николай Баранов
Николай Баранов родился на территории современной Польши, а в 1930-х годах получил архитектурное образование в Ленинграде. В 1938 году он стал главным архитектором города и оставался на этой должности более десяти лет.
В начале Великой Отечественной войны Николай Баранов возглавил службу, которая отвечала за техническую маскировку важных объектов. Часть из них затягивали сеткой с вплетёнными ветками и листьями, причем химики разработали особый вид консервации, который не позволял растительности увядать. А на крышах некоторых стратегических заводов строили фанерные макеты жилых домов. Золотые шпили и купола некоторых соборов красили неприметной серой краской, а для Адмиралтейства даже сшили специальный чехол.
Также Баранов уделял внимание зелёным насаждениям города, а после войны руководил работами по восстановлению памятников Ленинграда и его пригородов. В 1949 году архитектора репрессировали и выслали в Среднюю Азию, но в 1954 году реабилитировали.
Узнать, как жители защищали свой город
Заключение
Санкт-Петербург — один из самых популярных туристических центров Европы. Он известен своим архитектурным обликом, который создавали и корректировали на протяжении трех столетий русские и зарубежные архитекторы. Чтобы оценить красоту и изысканность северной столицы, путешествуйте по городу с местными гидами, которые расскажут о самых ценных деталях архитектурных сооружений и их истории.