Училище для художников, которые могли бы работать в промышленности, открылось в столице Российской империи в конце XIX века на щедрые пожертвования барона Александра Штиглица. Долгие годы заведение, которое меняло названия, выпускало театральных декораторов, специалистов по стеклу и керамике и даже дизайнеров. Рассказываем, кто построил здание Академии, как здесь появился музей и что можно посмотреть в его коллекции
История Академии Штиглица
Академия Штиглица до революции 1917 года
Один из самых знаменитых вузов страны — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — появился еще во второй половине XIX века. В то время и в Российской империи, и в мире высокими темпами развивались промышленность и технологии. Появилась потребность в новом учебном учреждении, которое будет готовить особых художников, в будущем задействованных в производственных процессах.
Барон Александр Штиглиц, российский банкир и меценат, пожертвовал миллион рублей на строительство и десять миллионов на развитие заведения и его музей. В 1876 году на его деньги по личному одобрению императора Александра II в Санкт-Петербурге основали Центральное училище технического рисования.
Для студентов здесь разработали учебный курс на два года. Им преподавали черчение и рисунок карандашом и пером, учили писать акварелью и маслом, воссоздавать различные орнаменты, лепить фигуры и создавать различные проекты. Кроме прикладных наук, в программу входили естественные, гуманитарные и точные, благодаря которым будущие художники получали разностороннее образование. Второкурсники начинали изучать более узкие дисциплины: майолику, живопись по фарфору и стеклу, рисование по ткани и коже. А ещё учились создавать театральные декорации, керамические изделия и офорты — гравюры на металле.
Обучение стоило 12 рублей в год, но некоторых принимали и бесплатно — по квоте. По окончании училища студенты защищали выпускные проекты и могли претендовать на пенсионерскую поездку — за счёт заведения их на разный срок отправляли в разные регионы России или в другие страны, где можно было изучать местное искусство и создавать новые произведения. Затем выпускники могли работать на Императорском фарфоровом заводе, изготавливать декорации для Императорских театров, устроиться на знаменитые мебельные фабрики или в ювелирные мастерские.
Полюбоваться центром северной столицы
Послереволюционные годы
После революции в 1917 года в Центральном училище технического рисования начались крупные реформы. Теперь туда принимали вообще всех желающих. В 1922 году его объединили с бывшей императорской Академией художеств. До 1925 заведение называлось Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС), затем мастерские закрыли, и до Великой Отечественной войны здесь находились разные учебные заведения.
Послевоенные годы и современность
В 1945 году правительство решило создать в здании бывшего училища Ленинградское художественно-промышленное училище. Здесь начали готовить специалистов, которые могли бы восстанавливать памятники архитектуры, повреждённые в годы войны, особенно местные — дворцы и парки Павловска, Пушкина, Петергофа. Спустя три года заведение преобразовали в высшее, а ещё спустя пять лет ему присвоили имя Веры Мухиной — известного советского скульптора. Здесь работал факультет промышленного искусства, который позже стал факультетом дизайна. Выпускники вуза разрабатывали дизайн известных советских автомобилей, создавали советские памятники и оборудовали телецентр «Останкино» и Центр управления космическими полетами.
В 1994 году заведение переименовали в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2007 году заведению дали имя Александра Штиглица. Сегодня здесь работают два факультета: монументально-декоративного искусства и дизайна.
Увидеть интересные архитектурные особенности города
Архитектура и прилегающие территории
Здание Центрального училища технического рисования строили три года — с 1878 по 1881 год. На торжественном открытии присутствовал великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III.
Главный корпус здания спроектировали академики архитектуры, профессора Императорской Академии художеств Александр Кракау и Роберт Гёдике. Соседнее помещение построил первый директор училища Максимилиан Месмахер. Он тоже был заслуженным архитектором и преподавал до этого в Академии художеств.
Архитекторы построили главное здание в стиле историзма, популярного в конце XIX — начале XX веков. Его основной отличительной особенностью были отсылки к известным сооружениям прошлых веков. В главном здании архитекторы соединили черты памятников эпохи Возрождения. Главный вход оформлен в виде классического портика, обильно декорирован скульптурами, также здание украшают высокие арочные окна и величественный стеклянный купол. Стены авторы оформили в виде рустованных колонн — в этом виде цилиндрические колонны сменяются прямоугольными блоками. Внутри гостей встречает огромный светлый зал с арочной галереей и парадной лестницей. В интерьерах Академии сочетаются атмосфера итальянского палаццо, русского терема, элементы барокко, готики и других архитектурных стилей. Настенные росписи здесь соседствуют с изразцовыми печами, резной деревянный декор со скульптурой, а изделия из кованого металла — с арочными потолками.
Академия располагается на набережной Фонтанки. Из неё открывается вид на реку, Летний сад и Михайловский замок. Неподалёку находится Марсово поле, Кутузовская набережная на берегу Невы и один из самых красивых мостов Петербурга — Троицкий.
Залы и экспонаты Академии Штиглица
Художественно-промышленный музей барона Штиглица открылся в 1896 году. На торжественном мероприятии присутствовала императорская чета — Николай II и Александра Федоровна. После революции собрание перешло к Эрмитажу, а когда училище открылось вновь в 1953 году, снова открылся и музей.
Всего здесь расположены 32 зала, экскурсии водят по десяти из них. В музее хранятся предметы западно-европейского прикладного искусства, ценная резная мебель, фарфоровая посуда и керамические изделия. Здесь можно увидеть русские народные костюмы и традиционных кукол, печи с расписными изысканными изразцами разных видов, образцы советских тканей и художественные кованые изделия. Также в залах выставлена мебель прошлых столетий, начиная с XVI века, итальянская майолика той же эпохи и европейский фарфор XVIII столетия от мануфактур, которые поставляли свою продукцию к императорским дворам. А ещё — китайские и японские старинные предметы быта: вазы, курильницы, шкатулки и ритуальные принадлежности.
Рассмотреть вблизи дома аристократов
Как добраться до Академии Штиглица
Добраться до Академии Штиглица и её музея можно на общественном транспорте. Неподалеку проходят маршруты автобусов № 46, 49, 290, трамвая № 3 и троллейбусов № 3, 8 и 15. Если вы едете на метро и не против прогуляться пешком, то можно выйти на станции «Гостиный двор», пройти по Садовой улице и Садовому мосту, а затем по набережной реки Мойки дойти до набережной Фонтанки. Ещё один вариант — добраться до станции «Чернышевская», а затем по Кирочной улице пройтись до Литейного проспекта, свернуть на Пестеля и дойти до набережной Фонтанки уже оттуда.
Заключение
Академия барона Штиглица — один из самых известных памятников Санкт-Петербурга эпохи историзма, который, к тому же, находится в центре города в окружении других достопримечательностей. Посещайте экскурсии по академии вместе с опытными местными гидами, которые расскажут об архитектуре здания с его богатым наружными оформлением и изысканными интерьерами и ценной коллекцией экспонатов русского и зарубежного искусства прошлых веков.