Буддийские храмы поражают не столько золотом и блеском, сколько гармонией, философской глубиной и умением зодчих договориться с природой. Одни парят в облаках на вершинах гор, другие скрываются в таинственной глубине пещер, а третьи и вовсе представляют собой гигантские каменные мандалы, по которым можно путешествовать. Это своеобразные порталы, позволяющие не только прикоснуться к древней мудрости, но и сделать невероятные фотографии для личного архива. Чтобы удовлетворить ваш эстетический и духовный голод, мы расскажем о том, в каких уголках планеты находятся самые впечатляющие буддийские святыни.
Философия буддизма
Прежде чем устремляться к первым храмам, давайте на минуту замедлимся и разберёмся, а что же это за явление такое — буддизм. Это не просто религия в привычном понимании, а скорее древнейшее духовное искусство, рождённое в Индии более двух с половиной тысяч лет назад. Его основатель, Сиддхартха Гаутама, позже прозванный Буддой, предложил миру не веру во всемогущего творца, а конкретный маршрут к просветлению.
Согласно этому учению, жизнь — путь, полный испытаний, но каждый человек обладает внутренним инструментарием для того, чтобы через медитацию и самосознание достичь нирваны — состояния высшего мира и гармонии. А буддийский храм в этой философии — не просто здание, а материализованная карта этого пути, место, где история и духовный поиск становятся осязаемыми.
Правила посещения буддийских храмов
Вопрос гардероба. Отложите в сторону вызывающие наряды. Ваш девиз — скромность: одежда должна прикрывать плечи и колени.
Уважение к традициям. При входе в основной зал вас, скорее всего, попросят разуться. Отнеситесь к этому не как к неудобству, а как к символическому жесту оставления суеты за порогом.
Искусство поведения. Внутри храма рекомендуется соблюдать тишину и двигаться плавно. Громкие разговоры и резкие жесты здесь выглядят неуместно.
Финансовый момент. Заранее поинтересуйтесь, предусмотрена ли плата за вход, а также уточните политику фотосъёмки. В некоторых священных местах фотографировать внутри категорически запрещено, и нарушение этого правила может обернуться серьёзным штрафом.
Храм Ангкор‑Ват в Камбодже
Где находится: область Ангкор, провинция Сиемреап
Представьте себе сооружение, которое настолько стало олицетворением целой страны, что удостоилось чести красоваться и на государственном флаге, и на банкнотах. Это не вымысел, это Ангкор‑Ват — визитная карточка Камбоджи, мимо которой не пройдёт ни один уважающий себя путешественник. Ежегодно сюда стекается около двух миллионов человек, создавая нескончаемый поток паломников и любителей древностей.
Название «Ангкор‑Ват» довольно скромно переводится с кхмерского как «город‑храм», хотя масштабы его скорее подходят для небольшого государства. Комплекс раскинулся на территории, превышающей двести гектаров, и это, как ни удивительно, лишь часть грандиозного проекта под названием Ангкор — древней столицы могущественной Кхмерской империи.
С 1992 года весь этот археологический парк, включая храм и окружающие его руины, взят под опеку Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), что вполне заслуженно.
История этого гиганта полна поворотов. Возведённый в двенадцатом столетии как святыня индуистского бога Вишну, он к концу того же века перешёл в буддийское ведомство. После захвата сиамцами в пятнадцатом веке и переноса столицы в Пномпень, храм погрузился в забвение на несколько сотен лет, пока любопытные европейские исследователи не явили его миру заново в девятнадцатом веке.
Сегодня Ангкор‑Ват продолжает ошеломлять. Его монументальные стены, покрытые изысканной резьбой, опоясаны гигантским водным рвом, который скорее напоминает озеро.
Но истинную славу храму принесли пять устремлённых в небо башен-прангов. Центральная, взметнувшаяся на шестьдесят пять метров, символизирует мифическую гору Меру — центр мироздания в буддийской космологии. А бесконечные галереи хранят каменную летопись в виде барельефов, где застыли сцены из жизни богов и эпизоды древних эпосов.
Едем в Камбоджу к храму Ангкор-Ват из Бангкока
Ват‑Ронг‑Кхун (Белый храм) в Таиланде
Где находится: город Чианграй
Этот храмовый комплекс — проект-долгожитель, который скромно начался в 1997 году и с тех пор не спешит к завершению. Его автор, тайский архитектор и живописец Чалермчай Коситпипат, выступает в роли единственного мецената, вложив в строительство свыше одного миллиона долларов, заработанных преимущественно на продаже собственных картин. Художник рассматривает этот роскошный ансамбль как личное приношение Великому Будде и с завидным упорством отклоняет крупные пожертвования, дабы никто не мешал его творческому замыслу.
Ожидается, что финальные штрихи будут поставлены не раньше 2070 года, и тогда взорам публики предстанут девять запланированных строений. Пока же из этого списка готовы лишь три объекта: картинная галерея, Золотой дворец и, собственно, Белый храм, вызывающий наибольший интерес у гостей.
Несмотря на статус «стройки века», Ват‑Ронг‑Кхун уже успел прослыть одним из самых эксцентричных буддийских святилищ на планете. Здесь каждая деталь — это цитата из священных текстов. К примеру, путь к храму лежит через мост, олицетворяющий буддийский круговорот перерождений. Любопытно, что, ступив на этот мост, назад повернуть уже нельзя — за соблюдением философской чистоты ритуала бдительно следит служители.
Сам храм производит впечатление сооружения, сошедшего со страниц фантастического романа: его ажурные стены, выкрашенные в белоснежный цвет и украшенные зеркальной мозаикой, ослепительно сверкают на солнце. Интерьеры продолжают линию оригинальности. Чалермчай расписал их сценами из вечного противостояния света и тьмы, где с лёгкостью смешал мифологию с образами поп-культуры. Так, рядом с ликами божеств на стенах можно обнаружить героев голливудских блокбастеров: Бэтмена, Нео из «Матрицы», Супермена и даже Хищника. Примечательно, что фотографировать внутреннее убранство мастер запретил, так что оценить этот калейдоскоп можно лишь лично, без посредничества объектива камеры.
Увидим великолепный Белый храм и не только
Храм Ват‑Арун (Утренней Зари) в Таиланде
Где находится: Бангкок
Этот храм — без преувеличения, одна из самых фотогеничных и узнаваемых святынь бангкокского горизонта. Своё поэтичное имя он получил в честь Аруны, индийского божества утренней зари, что вполне логично: лучшее время для визита — именно рассвет, когда первые лучи солнца зажигают его фасад.
Заложили Ват‑Арун ещё в восемнадцатом столетии по велению короля Таксина Великого. Место выбрано не случайно — западный берег реки Чаупхрая, по соседству с королевской резиденцией Ванг‑Дерм, что автоматически сделало храм местом молитв для особ голубых кровей. Более того, какое‑то время здесь хранилась главная национальная святыня — знаменитый Изумрудный Будда.
Архитектурной доминантой комплекса являются пять прангов (так в Таиланде называют ступы), которые с ног до головы одеты в сверкающий наряд из осколков китайского фарфора и цветного стекла. История этого необычного декора окутана тайной. По одной версии, битую посуду специально закупали для удобства транспортировки, по другой — материалом послужил груз с затонувшего в реке судна. Как бы то ни было, результат получился ослепительным.
Центральный пранг, носящий имя Пхра‑Пранг, взмывает ввысь на семьдесят девять метров и символизирует мифическую гору Меру. До эпохи небоскрёбов эта башня была высочайшей точкой в городе.
Любопытный факт: внутрь сооружения попасть невозможно, так как оно не полое. Посещение храма — это своеобразное паломничество по его крутым и узким ступеням, ведущим на смотровую площадку наверху.
Восхождение требует определённой физической формы, но щедро вознаграждает смельчаков. По пути можно в деталях рассмотреть причудливую мозаику, а с вершины открывается совершенно божественный вид на реку и величественный Большой королевский дворец на противоположном берегу.
Проложим маршрут по знаковым местам Бангкока - Королевский дворец, лежащий Будда, Ват Арун и другие
Боробудур в Индонезии
Где находится: остров Ява, в пригороде Джокьякарты
Этот колосс по праву считается одним из древнейших буддийских святилищ на планете. Сегодня он находится под опекой Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), однако большую часть своей истории провёл в полном забвении. Учёные полагают, что строительство Боробудура велось на протяжении ста лет в период между восьмым и девятым столетиями.
Своё прямое предназначение величественный комплекс исполнял недолго. В 1006 году остров Ява пережил катастрофическое извержение вулкана Мерапи, после которого святыня оказалась погребена под слоем вулканического пепла. Последующие столетия Боробудур оставался невидимкой, постепенно поглощаемым джунглями, пока в 1814 году его не отыскала британская экспедиция.
Архитектурная концепция Боробудура — воплощённая в камне буддийская космология. Он сочетает три ключевых символа: ступу (олицетворяющую священную гору Меру), зиккурат и мандалу — сакральную схему мироздания. Храм ярусами поднимается вверх, визуально разделяясь на три уровня, каждый из которых соответствует определённому миру в буддийском учении: миру страстей, миру форм и, наконец, миру не-форм.
Всё сооружение украшено пятьюстами четырьмя статуями Будды и двумя тысячами шестьюстами семьюдесятью двумя каменными барельефами. Подъём к его вершине — это не просто экскурсия, а настоящее паломничество, где каждый шаг символизирует переход на новую ступень просветления. Рассматривая изысканную резьбу, можно буквально «прочитать» историю жизни Будды и основные положения его учения.
Отправляемся из Джокьякарты к двум храмам Индонезии — Боробудуру и Прамбанану
Пещерные храмы Дамбулла на Шри‑Ланке
Где находится: город Дамбулла
Этот буддийский комплекс, удалённый на полтораста километров от Коломбо, может похвастаться поистине монашеской верностью: его непрерывно обитают служители вот уже двадцать два столетия. Сегодня он по праву считается самым большим и удивительно сохранным пещерным святилищем на острове. Расположившись на высоте трёхсот пятидесяти метров над уровнем моря в гранитной скале, он объединяет пять главных пещер и двадцать пять скромных келий.
Подлинными сокровищами Дамбуллы являются фрески, созданные в период с пятнадцатого по восемнадцатый век, которые покрывают стены и своды подземных залов. Не менее впечатляют древние изваяния, чей возраст перевалил за две тысячи лет. Они изображают королей Шри‑Ланки, буддийских божеств, но большинство из ста пятидесяти трёх статуй посвящено Будде, причём многие из них щедро покрыты сусальным золотом.
Путь к пещерам лежит по узкой каменной лестнице, подъём по которой в зависимости от капризов погоды и вашей спортивной формы занимает от десяти до тридцати минут. Утешением на этом пути служат великолепные виды, а в особо ясный день с высоты можно даже разглядеть знаменитую Львиную скалу Сигирию.
Стоит морально подготовиться к строгому дресс-коду: внутрь пещер пускают только босиком или в носках, а одежда должна скромно прикрывать плечи и колени.
Часто в путеводителях комплекс именуют «Золотым храмом», но здесь важно не запутаться.
Сам Золотой храм — современная постройка, открытая в 2000 году у подножия скалы. В нём разместились молитвенный зал, небольшой музей, интернет-кафе и лавка с религиозной литературой. Его главная достопримечательность — гигантская статуя сидящего Будды, встречающая посетителей у входа.
Путешествуем в самому загадочному строению на Земле - Сигирии и побываем в пещерных храмах Дамбуллы
Горные храмы Фаньцзиншань в Китае
Где находится: провинция Гуйчжоу
Этот храмовый комплекс, возведённый пять столетий назад, смело можно назвать одним из самых амбициозных архитектурных проектов Китая. Для его строительства выбрали место с характером — раздвоенную вершину горы Фаньцзиншань, чья высота составляет две тысячи пятьсот семьдесят два метра над уровнем моря.
Название «Фаньцзиншань» переводится с китайского языка как «буддийский рай», что вполне соответствует здешним видам. У горы есть и другое, поэтичное имя — «Золотая Вершина Красных Облаков». На двух её пиках, как кораблики в море тумана, стоят два изящных храма. Один посвящён Будде Шакьямуни, олицетворяющему прошлое, а второй — Будде Майтрейе, символизирующему грядущее. Соединяет эти святыни узкий мост, бесстрашно перекинутый над пропастью, носящей грозное название «Ущелье Золотого Меча».
Дорога к храмам — испытание для духа и ног. К вершине ведёт очень длинная и узкая лестница, подъём по которой занимает в среднем четыре часа. Популярность достопримечательности так велика, что китайским властям пришлось ввести строгие квоты: в день подняться на священную гору могут не более двадцати трёх тысяч восьмисот человек.
Тех, кто отважится на это восхождение, ждёт награда — ощущение полного единения с природой и виды, от которых захватывает дух. Изумрудные леса, покрывающие скалистые хребты, и клубящаяся облачная дымка легко убеждают в святости этого места. Неудивительно, что в 2013 году Фаньцзиншань вошёл в список природного наследия Китая, а с 2018 года находится под защитой Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Посетим один из самых живописных уголков Китая — заповедник Фаньцзиншань в рамках большого тура по Китаю
Храм Махабодхи в Индии
Где находится: штат Бихар
Этот храмовый комплекс в сердце города Бодх-Гая с 2002 года пребывает под охраной Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Махабодхи входит в четвёрку главных индийских святилищ, чья история неразрывно связана с жизнью Будды. Согласно преданию, именно на этом месте, укрывшись в тени дерева Бодхи, принц Гаутама Сиддхартха две с половиной тысячи лет назад погрузился в глубокую медитацию и обрёл просветление.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что первое культовое сооружение здесь было возведено по приказу императора Ашоки ещё в третьем веке до нашей эры. От той постройки, увы, ничего не осталось. Нынешний же архитектурный ансамбль относится к периоду пятого-шестого веков уже нашей эры.
А вот главный символ — священное дерево — пусть и не оригинальный, но доступен взгляду каждого паломника. Тот самый фикус, под которым сидел Будда, конечно, не сохранился. Однако растущее сегодня у храма дерево Бодхи является его прямым потомком: новое растение вырастили из семени предка, и так повторилось несколько раз. Современное дерево — уже пятое в этой сакральной династии.
Помимо этого, на территории комплекса отмечены семь мест, где Просветлённый продолжал свою медитацию после обретения мудрости. Каждое из них обозначено памятными знаками: скульптурами, стелами или информационными указателями.
Храм Сэйганто‑Дзи в Японии
Где находится: префектура Вакаяма
Эта трёхъярусная пагода, скромная и невероятно атмосферная, — древнейшее культовое строение в окрестностях трёх священных гор Кумано. Она является частью уникального духовного тандема, объединяющего под одной крышей буддийский храм и синтоистское святилище.
Главным соседом и украшением этих мест является величественный водопад Нати, низвергающийся с высоты сто тридцать три метра и носящий титул самого высокого в Японии. С древних времён он почитается в синтоизме как обитель божества Онамути, что и объясняет наличие по соседству небольшого святилища Кумано‑Нати-Тайся. Вместе водопад и храмы формируют часть знаменитого паломнического маршрута по горному хребту Кии, который находится под защитой Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Чтобы оценить всю необычность такого соседства, стоит заглянуть в прошлое. На протяжении многих столетий вплоть до конца девятнадцатого века буддизм и синтоизм в Японии сосуществовали в рамках единого учения, известного как симбуцу‑сюго. Затем, по воле политиков, религии были искусственно разделены. Печальным последствием этого стало массовое уничтожение буддийских храмов и изваяний. Таким образом, Сэйганто‑Дзи — это редкий и счастливый исключительный случай, живое свидетельство былой гармонии, чудом уцелевшее буддийское сооружение, которое до сих пор делит территорию со своим синтоистским собратом.
Увидим наследие императора Мейдзи и современную архитектуру Токио
Заключение
Каждое из этих сооружений уникально: оно рассказывает свою историю через камень, позолоту и окружающий пейзаж. Они напоминают нам, что красота часто кроется в простоте и гармонии, а путь к чему-то возвышенному, как правило, включает преодоление крутых ступеней. Чтобы по-настоящему прочувствовать дух этих мест, стоит не только сделать эффектный кадр, но и прислушаться к тишине и рассказам местных гидов, которые часто знают самые сокровенные легенды и могут показать скрытые от глаз обычных туристов детали. Эти храмы — больше, чем архитектура. Это мост между мирами, приглашение к размышлению и незабываемый опыт для искателя приключений.